Деловая игра «Основы педагогической рефлексии. Анализ решение педагогических ситуаций»
«Казалось бы. Дети есть у многих, и нет ничего сложного в том, чтоб их воспитать или как-то особенно к ним относиться. Но нет, это действительно сложно. Сложно сделать всё так, чтоб ребёнку было хорошо в настоящем и будущем».
Эрих Мария Ремарка
В рамках реализации регионального педагогического проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования» в ГУО «Специальный детский сад № 3 г. Волковыска» для педагогических работников учреждения проведено обучение способам рефлексии педагогических ситуаций в форме Деловой игры «Основы педагогической рефлексии. Анализ и решение педагогических ситуаций» с целью развития рефлексивной компетентности педагогов на основе анализа педагогических ситуаций.
Педагогические ситуации, возникающие при взаимодействии субъектов образовательного процесса разнообразны. Это ситуации, связанные с распределением обязанностей между специалистами и воспитателем дошкольного образования, с анализом информации, проведенных мероприятий в учреждении образования, ситуации, связанные с повышенной тревожностью родителей детей с ОПФР по поводу: посещения УДО ребенком, его психологического благополучия, взаимоотношений со сверстниками, ситуации, связанные с нежеланием родителей участвовать в воспитании и обучении своего ребенка, нежелании признавать особенности своего ребенка, ситуации, связанные с опасением родителей других детей группы по поводу совместного обучения с детьми с ОПФР, ситуации, связанные с концентрацией внимания педагогических работников УДО на детях с ОПФР; анализом родителей деятельности педагога по отношению к их ребенку, ситуации, связанные с критической оценкой администрацией УДО результатов деятельности педагогического работника; постоянным контролем за деятельностью педагога и многие другие.
Из выше изложенного мы видим широкий спектр ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности педагога и предполагающих эмоциональное реагирование. Педагогу необходимо не только самому справляться со сложными педагогическими задачами, но и оказывать поддержку родителям детей с ОПФР для которых не состоялось принятие ребенка, и родители находятся в ситуации постоянного стресса. А также самих детей, у которых в силу особенностей затруднено эмоциональное реагирование и распознавание эмоций.
При решении педагогических ситуаций, педагоги иногда сталкиваются с проблемой поиска критериев, направлений, на основе которых проводится анализ, и выстраивается траектория последующих педагогических действий.
В ходе проведения Деловой игры, педагогам была предложена схема анализа педагогических ситуаций, в соответствии с которой, у педагогов развиваются навыки эмоционального реагирования в соответствии с ситуацией, умения управлять эмоциями, а также навык составления плана последующих мероприятий. Анализ и проектирование представляют собой одно из направлений развития рефлексивной компетентности педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования, что способствует многоплановому рассмотрению ситуации с точки зрения эмоционального реагирования субъектов образовательного процесса в триаде «педагог – ребенок – родитель», а также во взаимодействии его со специалистами специального дошкольного учреждения и социальными институтами детства.
«Жить — значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонёк доброты… Не надо отказываться от неё. Доброта придаёт человеку силы, если ему трудно живётся».
Эрих Мария Ремарка