Чем занять ребенка дома. Игры и пособия для развития сенсомоторных навыков у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Чем занять ребенка дома. Игры и пособия для развития сенсомоторных навыков у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

 

Название «церебральный паралич» (или «детский церебральный паралич») объединяет целую группу состояний, при которых нарушаются движения и способность контролировать положение тела в пространстве. Ребенок с церебральным параличом не может управлять своими движениями так же, как другие дети, поэтому у него не получается, например, дотянуться до игрушки, захватить ее и крепко держать, или он не может научиться самостоятельно садиться, ползать и ходить. Его движения и походка всегда будут отличаться от движений и походки других детей.

Воспринимать всё многообразие вселенной нам помогают органы чувств. Чтобы ориентация малыша в калейдоскопе вкусов, запахов, красок и иных свойств, которыми обладают предметы, была уверенной, требуется систематическая работа по сенсорному воспитанию. 

Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей, которые с легкостью можно проводить дома и во время прогулки, используя подручные средства. Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, игрушечная машинка должна в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для малышей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, направленные на сенсомоторное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности. Чтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги– это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры.

В развитии сенсорных способностей помогут различные игры. Многие из них подходят для детей разных возрастов. Чем старше ребенок, тем более сложным может быть задание.

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Мама может обогащать тактильное восприятие ребенка, занимаясь повседневными делами. К примеру, игры с ребенком можно проводить, не отвлекаясь от приготовления обеда. Детишки проявляют повышенный интерес к мелким предметам. Перекладывание орешков или пересыпание крупы из одной тарелки в другую – все это нравится малышам. Разумеется, мама всегда должна быть рядом! Одна из популярных игр, направленных на развитие осязания, - «Чудо-мешочек». Вам понадобится непрозрачный мешочек и разные предметы, которые вы туда поместите. Важно, чтобы эти предметы были знакомы ребенку. В мешочек можно положить небольшие игрушки, фигуры. Все зависит от возраста малыша. Ребенку завязывают глаза и просят доставать из мешочка предметы и на ощупь определять, что оказалось в руке.

Для следующей игры потребуются картонные карточки и лоскутки разных по текстуре тканей. Вооружитесь ножницами и превратите материю в геометрические фигуры, уже известные малышу, а затем наклейте фигуры на карточки. Ребенок, не глядя должен определить, какая фигура «скрывается» на карточке.

Если после вышеприведенной игры в доме еще остались кусочки тканей, их можно тоже использовать для игр. Одна из них – «Угадай пару». Вам потребуется шелк, бархат, шерсть, трикотаж и другие ткани из ваших запасов. Из каждого лоскутка вырежьте две одинаковые фигуры (прямоугольники либо квадраты). Разложите перед малышом две пары фигур и попросите найти две одинаковые фигуры. Впоследствии количество пар можно увеличивать.

Развитие тактильного восприятия на прогулке естественным образом проходит в обычной песочнице. Процесс пересыпания песка и строительства всевозможных «сооружений» - это не просто игра, а игра развивающая. Если песочницы поблизости нет, можно переместиться в домашние условия и предложить малышу повозиться в большой коробке с песком.

Некоторые свойства предметов можно определить лишь осязательно (к примеру, разницу между гладкой и шершавой поверхностями). Эти особенности тактильного восприятия используются в разных занятиях. Можно положить перед ребенком две пластины – гладкую и шершавую – и попросить определить с закрытыми глазами, где какая.

Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног ребенка. Прекрасная возможность для этого – прогулка по сенсорной тропе. Вы можете изготовить такую тропу в вашей квартире. Для этого необходима ковролиновая дорожка, на которой закреплены «кочки» (мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом). «Кочки» можно изготовить в форме следов. Главное, чтобы ткань была тонкой, но прочной. Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.

Развитие вкусовых и обонятельных ощущений

Чтобы малыш представил, каким разнообразным вкусом обладают разные продукты, достаточно превратить в центр развития … вашу кухню.

Что в тарелочке? Завяжите ребенку глаза и усадите за стол. Поставьте перед юным гурманом несколько тарелок с едой (разные каши, суп, кисель). Давайте ребенку попробовать по ложечке содержимое каждой тарелки, а он должен определить, что это. Кстати, так можно и незаметно накормить маленького непоседу. Главное не использовать в подобных «экспериментах» блюда, не любимые малышом.

Пробуем и рисуем. Вы даете ребенку попробовать, к примеру, банан, яблоко, лимон. Когда ребенок угадает, что он отведал, предложите это нарисовать: обведи этот фрукт (натуральный, трафарет, шаблон), или, комментируя, рисуйте «рука в руке».

Сделать мир звуков ближе поможет игра «Что звучит?». Вам понадобятся любые «звучащие» предметы (можно использовать бубен, губную гармошку, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон). Дайте ребенку послушать, какие звуки они издают. Сначала ребенок смотрит, что именно звучит, а потом определяет звучащий предмет на слух (взрослый со звучащим предметом перемещается по комнате). Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более. Или применить подручные средства: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, керамическую кружку, деревянную шкатулку и др.

Игры с ребенком, направленные на развитие слухового восприятия, можно провести с использованием пустых баночек от крема (скорее всего, таких достаточно у каждой мамы). Часть баночек нужно наполнить мелкими предметами, а часть оставить пустыми. Попросите малыша угадать, какие баночки полные, а какие – нет. Подскажите, если есть необходимость, что для этого нужно потрясти баночку и послушать. Чтобы продемонстрировать содержимое, откройте баночки, а затем попросите малыша их закрыть.

Набор баночек будет полезен и для развития тактильного восприятия. Сначала малыш отвинчивает все крышечки, затем перемешивает их, а в итоге – снова закрывает баночки. Главное, чтобы баночки отличались и каждой соответствовала своя крышечка.

Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами - горький или сладкий. Например, если ребенок пробует несозревшую ягоду и чувствует, что она кислая, то смысл слова "не поспела" ему станет более понятен, особенно если он сравнит ее со вкусом спелой ягоды. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит, но ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет (кружка, например). Иначе крикам родителей: «Не тронь - разобьешь!» - нет смысла.

Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий - толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. - это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.