Элементарные опыты как метод формирования представлений о свойствах и качествах объектов неживой природы
На протяжении всего дошкольного периода развития детей с особенностями психофизического развития (далее – с ОПФР), наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под умелым руководством взрослого.
В настоящее время в системе дошкольного и специального дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям, в том числе с ОПФР, реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Детское экспериментирование является средством интеллектуального развития дошкольников с ОПФР, т.к. включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Нельзя не отметить положительного влияния метода экспериментов на эмоциональную сферу ребенка с ОПФР, на формирование трудовых навыков и повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование способствует решению следующих задач:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей), внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности воспитанников, поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Исключительно важным для развития детей с ОПФР является ознакомление с явлениями неживой природы, с которыми он сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт ребенка с ОПФР в силу особенностей его познавательной сферы не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослым учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
В этой связи возрастает роль метода экспериментирования, который позволяет дошкольнику с ОПФР делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с ОПФР, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта.
В литературе рассматривается несколько подходов к определению детского экспериментирования. (Н.Н. Поддьяков, O.Л Князева, А.П. Усова, Е.Л. Панько, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Иванова, О.В. Дыбина, Т.В. Григорьева, Т.М. Бондаренко и др.). Каждый автор по-своему характеризует понятие «экспериментирование». Для одних исследователей это тип мышления; для других выступает как форма организации педагогического процесса; для третьих является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых; для четвертых рассматривается как метод обучения.
Согласно Н. Н. Поддьякову, детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой. По мнению автора, экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В методической литературе наиболее часто встречается следующая классификация метода экспериментирования:
По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; животными; объектами неживой природы.
По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
Иванова А. И выделяет следующую структуру (этапы) эксперимента.
1.Формулировка темы.
- Формулирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
Анализ литературы по проблеме использования метода эксперимента в работе с дошкольниками позволил определить некоторые методические рекомендации по его использованию в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОПФР:
- эксперимент должен иметь пошаговую структуру, что облегчит восприятие материала детьми;
- инструкция должна быть четкой, конкретной, понятной ребенку;
- обязательное сопровождение слов педагога наглядностью (макеты, образцы);
- жестко не регламентировать продолжительность опыта и не придерживаться заранее намеченного плана;
- стимулировать общение детей друг с другом (делиться своими открытиями, проговаривать свои действия вслух);
- учитывать индивидуальные особенности детей;
- позволять детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений, специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки;
- проявление искреннего интереса к любой деятельности ребенка, умение видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;
- воспитание веры ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку;
- соблюдение правил безопасности;
- воспитание настойчивости в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;
- заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей;
- подведение итогов эксперимента.
Следует отметить, что ребенка с ОПФР необходимо постепенно вовлекать в процесс экспериментирования. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например: гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой, и убеждаемся, что земля твердая, а рядом (на обочине) рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошел незаметно.
Метод экспериментирования чаще всего используется при ознакомлении дошкольников с ОПФР с неживой природой (темы «Вода», «Воздух», «Песок») и может реализовываться во всех формах организации деятельности: на занятиях, экскурсиях, прогулках, работе в уголке природы, на земельном участке. Дети очень любят экспериментировать.
Знакомство с природой дошкольников с ОПФР неразрывно связаны с формированием познавательных интересов детей к изучаемому материалу, развитию психических процессов, позволяет расширить практический опыт детей, привлечь их внимание к различным сторонам окружающего мира.
Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, тесно связан с наблюдением и игрой. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Связь с развитием речи прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С точки зрения Г.Г.Петроченко, значение экспериментирования заключается в том, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как в живой, так и в неживой природе.
Таким образом, использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками с ОПФР развивает у них познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные способности с учетом индивидуальных интересов, формирует навыки сотрудничества, активной исследовательской и социальной позиции.
Наумик Н.Я.,
воспитатель дошкольного образования