Элементарные опыты как метод формирования представлений о свойствах и качествах объектов неживой природы

На протяжении всего дошкольного периода развития детей с особенностями психофизического развития (далее – с ОПФР), наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под умелым руководством взрослого.

В настоящее время в системе дошкольного и специального дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям, в том числе с ОПФР, реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Детское экспериментирование является средством интеллектуального развития дошкольников с ОПФР, т.к. включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Нельзя не отметить положительного влияния метода экспериментов на эмоциональную сферу ребенка с ОПФР, на формирование трудовых навыков и повышения общего уровня двигательной активности.

Детское экспериментирование способствует решению следующих задач:

- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей), внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности воспитанников, поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;

-  развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Исключительно важным для развития детей с ОПФР является ознакомление с явлениями неживой природы, с которыми он сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт ребенка с ОПФР в силу особенностей его познавательной сферы не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослым учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В этой связи возрастает роль метода экспериментирования, который позволяет дошкольнику с ОПФР делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с ОПФР, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта.

В литературе рассматривается несколько подходов к определению детского экспериментирования. (Н.Н. Поддьяков, O.Л Князева, А.П. Усова, Е.Л. Панько, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Иванова, О.В. Дыбина, Т.В. Григорьева, Т.М. Бондаренко и др.). Каждый автор по-своему характеризует понятие «экспериментирование». Для одних исследователей это тип мышления; для других выступает как форма организации педагогического процесса; для третьих является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых; для четвертых рассматривается как метод обучения.

Согласно Н. Н. Поддьякову, детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности, с другой. По мнению автора, экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В методической литературе наиболее часто встречается следующая классификация метода экспериментирования:

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; животными; объектами неживой природы.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

Иванова А. И выделяет следующую структуру (этапы) эксперимента.

1.Формулировка темы.

  1. Формулирование задачи исследования.
  2. Продумывание методики эксперимента.
  3. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  4. Прогнозирование результатов.
  5. Выполнение работы.
  6. Соблюдение правил безопасности.
  7. Наблюдение результатов.
  8. Фиксирование результатов.
  9. Анализ полученных данных.
  10. Словесный отчет об увиденном.
  11. Формулирование выводов.

Анализ литературы по проблеме использования метода эксперимента в работе с дошкольниками позволил определить некоторые методические рекомендации по его использованию в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОПФР:

-  эксперимент должен иметь пошаговую структуру, что облегчит восприятие материала детьми;

- инструкция должна быть четкой, конкретной, понятной ребенку;

- обязательное сопровождение слов педагога наглядностью (макеты, образцы);

 - жестко не регламентировать продолжительность опыта и не придерживаться заранее намеченного плана;

 - стимулировать общение детей друг с другом (делиться своими открытиями, проговаривать свои действия вслух);

- учитывать индивидуальные особенности детей;

-  позволять детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений, специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки;

- проявление искреннего интереса к любой деятельности ребенка, умение видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;

- воспитание веры ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку;

-  соблюдение правил безопасности;

- воспитание настойчивости в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;

- заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей;

 - подведение итогов эксперимента.

Следует отметить, что ребенка с ОПФР необходимо постепенно вовлекать в процесс экспериментирования. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например: гуляя на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой, и убеждаемся, что земля твердая, а рядом (на обочине) рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошел незаметно.

Метод экспериментирования чаще всего используется при ознакомлении дошкольников с ОПФР с неживой природой (темы «Вода», «Воздух», «Песок») и может реализовываться во всех формах организации деятельности: на занятиях, экскурсиях, прогулках, работе в уголке природы, на земельном участке. Дети очень любят экспериментировать.

Знакомство с природой дошкольников с ОПФР неразрывно связаны с формированием познавательных интересов детей к изучаемому материалу, развитию психических процессов, позволяет расширить практический опыт детей, привлечь их внимание к различным сторонам окружающего мира.

Метод экспериментирования дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, тесно связан с наблюдением и игрой. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью также двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Связь с развитием речи прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С точки зрения Г.Г.Петроченко, значение экспериментирования заключается в том, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как в живой, так и в неживой природе.

Таким образом, использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками с ОПФР развивает у них познавательную активность, самостоятельность, коммуникативные способности с учетом индивидуальных интересов, формирует навыки сотрудничества, активной исследовательской и социальной позиции.

Наумик Н.Я.,

воспитатель дошкольного образования