Физкультурный досуг «Карлсон в гостях у ребят»

возраст 4-5 лет

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей с особенностями в развитии посредством активизации двигательной деятельности.

Задачи:

- продолжать формировать умение активно использовать накопленные двигательные навыки при выполнении физических, игровых упражнений, основных движений, подвижных игр; умение строиться по росту в шеренгу; в колонну с опорой на ориентир (мяч);

- продолжать развивать навыки ходьбы обычным шагом, с высоким подниманием бедра, между предметами « змейкой»; умение ползать в упоре на коленях и раскрытых ладонях, передвигаться на высоких коленях; подползать под дугой (Давыд, Ксения); выполнять захват предметов ладонью; умение самостоятельно ходить по ограниченной поверхности (Денис); умение отталкивать мяч двумя руками, сидя на полу; координацию движений, прослеживающую функцию, зрительно - моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; умение производить целенаправленную, воздушную струю воздуха; способствовать развитию мышц плечевого пояса, мышц ног; активизировать биологические точки стоп; 

- воспитывать у детей заботливое отношение к своему здоровью; создавать положительные эмоции, радость от совместной двигательной активности с ровесниками и взрослыми.

Оборудование: мячи, 3 корзины, 2 дуги, массажные мячики (3 шт.), массажные коврики, лесенка, конусы, 6 султанчиков (по 2 каждому), 3 веревки, следки, смайлики, магнитофон, записи детских песен: «Бременские музыканты» муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтин, «Смешной человечек» муз. А.Журбин, сл. П.Синявский, «Львенок и черепаха» муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова, музыка «Ритмическая гимнастика» для выполнения основных движений, игр, сюрпризного момента, чтение стихотворений А. Барто «Мячик», С.Маршак «Мой веселый звонкий мяч», костюм для взрослого «Карлсон».

Ход мероприятия

1.Вводная часть.

Дети (совместно со взрослыми) входят на игровую площадку под музыкальное сопровождение. (Муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтин «Бременские музыканты»)

Педагог (П.).

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

(Дети садятся на стульчики)

П. Ребята! я очень рада, что сегодня вы пришли в детский сад, что вы здоровы и у вас хорошее настроение. Чтобы не болеть, сегодня мы будем играть, заниматься физкультурой, говорить о полезных продуктах. 

Звучит задорная музыка А.Журбин, сл. П.Синявский «Смешной человечек» в зал вбегает Карлсон (педагог) с банкой варенья.

Карлсон. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Вы меня узнали?

(Дети: Да!)

Карлсон. Я мужчина в самом расцвете лет, упитанный и очень воспитанный! Ой, что со мной, теряю равновесие, кружится голова, мне надо срочно подкрепиться. (Ест ложкой варенье)

П. Карлсон, ты оказывается сладкоежка.

Карлсон. Да, я очень люблю сладкое. Посмотрите, какая у меня банка с вареньем.  

Зрительная гимнастика.

Цель: продолжать развивать глазодвигательную функцию, укреплять глазные мышцы

Вверх я банку подниму, на нее я посмотрю.

Вниз я банку опущу, я нее я посмотрю.

Вправо, влево посмотрю.

Глазками моргаю, деток развлекаю

П. Постой, дорогой. Разве можно так много есть сладостей?

Карлсон. Если я не поем сладостей, то мой моторчик перестанет работать.

Подайте мне торт, пирожки с повидлом, а ещё целую коробку конфет.

П. Ведь ты же можешь заболеть? От сладкого живот и зубы будут болеть. Разве ты хочешь заболеть?

Карлсон. Нет не хочу.

П. Чтобы не болеть, надо кушать меньше сладкого и заниматься физкультурой.

Давай сюда свое варенье. Вот тебе салфетка, вытирай руки, рот, и становись рядом с нами. Увидишь, тебе понравится!

Карлсон. С превеликим удовольствием!

Построение в шеренгу по одному вдоль желтой линии

П. Карлсон, ты самый высокий, будешь первым. Денис пониже, он будет вторым. Давыд ещё пониже, будет третьим. Самая низкая Ксюша она будет четвёртой.

Посмотрите на мяч. Переступая, повернитесь к мячу направо.

Вы повернулись направо. Стоите в колонне друг за другом.

Мы с вами отправляемся на спортивную площадку.

«Прогулка с Карлсоном на спортивную площадку» (музыкальное сопровождение муз. Г.Гладков, сл. С.Козлова «Львенок и черепаха»)

- ходьба обычным шагом, (маленькие ножки идут по дорожке)

- с высоким подниманием бедра, (большие ноги идут по дороге)

- широким шагом, (по следочкам)

- «по узенькой дорожке», (массажные коврики)

- «по мостику»

- между предметами змейкой.

(Денис идет самостоятельно, Давыд, Ксения с поддержкой взрослого)

Педагог обращает внимание на осанку, положение стоп (2мин)

После ходьбы поглаживание коленок.

(Дети садятся на стульчики, с помощью педагогов обувают обувь)

П. Молодцы, ребята. И Карлсон молодец, он тоже очень старался.

- Карлсон, чтобы быть здоровыми, мы с ребятами каждый день делаем зарядку. Становись с нами в круг, смотри на ребят и повторяй вместе с нами.

Основная часть (Музыкальное сопровождение «Ритмическая гимнастика)

Общеразвивающие упражнения с султанчиками

  1. «Поиграем с султанчиками»

И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены, султанчики в двух руках.

1 – султанчики поднять через стороны вверх; 2 – опустить (4-6 раз)

  1. «Покажи султанчик»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки с султанчиками за спиной.

1- руки выпрямить вперед; 2 - И.п. (4-6 раз)

  1. «Взмахи»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки с султанчиками вдоль туловища.

 - попеременные взмахи правой (левой) рукой вверх и вниз (4– 6 раз.)

  1. «Достань до пола»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки с султанчиками на поясе.

1 – наклониться, дотронуться султанчиком до пола; 2 - выпрямиться (4 – 6 раз.)

  1. «Достань коленом»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки с султанчиками перед грудью, согнутые в локтях. Попеременно поднимаем колено, касаясь султанчиков (4 – 6 раз)

  1. «Веселый султанчик»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки с султанчиками выпрямлены вверх. Повороты по кругу, произвольно потрясти султанчиками.

Упражнение на дыхание «Подуем на султанчики»

Цель: продолжать развивать умение производить целенаправленную, воздушную струю воздуха, активизировать губные мышцы.

(Дети садятся на стульчики)

Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Детям предлагают подуть на султанчики. Необходимо следить, чтобы дети сидели (стояли) прямо, при выполнении упражнения не поднимали плечи, дули на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигали вперед.

Карлсон. Таких спортсменов ловких увидел я сейчас. Что значит тренировка, ну просто - высший класс!

А сейчас мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Мяч в кругу»

Цель: продолжать развивать умение отталкивать мяч двумя руками, сидя на полу; активизировать прослеживающую функцию.

Ход. Дети сидят на полу, образуя круг. Педагог даёт одному из участников игры мяч и читает стихотворение.

Наш веселый, желтый мяч 

Ты по полу покатись

И Ксюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога («Ксюшенька, покати мячик Давыду») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребёнку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч. Каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

Чтение стихотворения А. Барто «Мячик» (Давыд), С.Маршак «Мой веселый звонкий мяч» Денис).

Самомассаж массажными мячиками

Цель: продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию и пластичность движений

Ход. Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп. Педагог читает текст и следит, чтобы при выполнении упражнения пальцы обеих рук детей находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Оказывает посильную помощь детям при выполнении упражнения.

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Карлсон. Ребята, посмотрите, кто-то разбросал мячики. Помогите мне их собрать в корзины.

Игровое упражнение-соревнование «Собери мячики в корзину»

Цель: продолжать развивать навык захвата предметов ладонью, ползание на четвереньках с продвижением вперед, подлезание под дугу (Ксения, Давыд), ходьбы по ограниченной поверхности (Денис), зрительно-моторную координацию движений.

 Ход. Дети (Ксения, Давыд, Денис) проходят вдоль веревок, по следочкам, затем (Ксения, Давыд) параллельно друг другу на четвереньках ползут по прямой на расстояние 3-4м (в этом положении живот ребенка держится высоко, но ребенок не отрывает колени от пола, балансируя вместо этого на руках и ногах), подлезают под дуги, поднимаются, проходят массажную дорожку и начинают собирать мячики каждый в свою корзину, кто быстрее. (Денис) - ходьба по ограниченной поверхности (вдоль веревки, по лесенке, по следочкам), ходьба со сменой направления между конусами, по массажной дорожке (босиком), сбор мячиков в корзину.

Затем дети возвращаются, чтобы повторить упражнение. Каждого ребенка сопровождает взрослый.

Карлсон. Я тоже знаю игру. Давайте в нее поиграем.

Музыкальная игра «Если нравится тебе, то делай так»

Цель: продолжать развивать чувство ритма, координацию движений под музыку, снятие напряжения.

Дети стоят в кругу, педагог показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…».

Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)

Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо». 

Если нравится тебе, и другим ты покажи. (Притопы ногами.)

Если нравится тебе, то делай все. (Хлопки в ладоши перед собой (или прыжки на месте и т.д.)

Заключительная часть.

Подведение итогов. Карлсон дарит смайлики детям. Угощает детей фруктами.

Литература:

  1. Косяк, Л.С. Физическое воспитание детей раннего возраста с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для инструкторов-методистов  по физ. реабилитации центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Л. С. Косяк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 208 с. : ил.
  2. Новицкий, П.И. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособиедля педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования  / П.И.Новицкий. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 168 с. : ил.
  3. Программа для детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: программа для специальных учреждений образования, - Нац. ин-т образования, 2010. – 93 с.
  4. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2023.