Индивидуальные комплексы физических упражнений, для воспитанников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в соответствии с физиологическими возможностями и физической подготовленностью каждого ребенка
Комплекс для ребенка, не имеющего двигательных навыков к самостоятельному передвижению
И.п. |
Упражнение |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
1.Лежа на спине, на гимнастическом коврике |
Разминание всех суставов, всех конечностей массажным мячиком |
Длительность (по состоянию ребёнка) |
Темп медленный, максимальная амплитуда |
2.Лежа на спине, на гимнастическом коврике, поза «эмбриона» |
Качание ребенка вперед, назад с максимальным приведением конечностей к туловищу |
6 раз |
Темп медленный, максимальная амплитуда |
3. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, ноги врозь, инструктор фиксирует своими ногами коленные суставы ребёнка, руками берёт за кисти ребёнка |
Поднимание туловища (пассивное - выполняет инструктор) |
10 раз |
Темп медленный, просим ребёнка удерживать самостоятельно голову |
4. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, руки внизу |
Поднимание рук вверх - вдох, опустить руки вниз - выдох (пассивное - выполняет инструктор) |
6 раз |
Следить за правильным дыханием, положением верхних конечностей |
5. Лежа на животе, на гимнастическом модуле, руки с упором в гимнастический мат |
Имитация отжимания, подъем головы, плечевого пояса (активно - выполняет сам ребёнок ) |
6 раз и более |
Следить за правильным дыханием, положением верхних конечностей |
6. Лежа на животе, на гимнастическом валике, кисти с упором в гимнастический мат, коленные суставы с упором в гимнастический мат |
Имитация ползания (пассивно), закрепление навыка стояния на четвереньках (активно) |
6 раз |
Следить за правильным положением верхних и нижних конечностей, расслаблением ребёнка |
7. Лежа на гимнастическом мяче, руки в удобном положении для ребенка |
Одновременное поднимание головы, рук, плечевого пояса |
3 – 4 раза |
Следить за состоянием ребенка |
8.Инструктор сидит, ссади, ноги широко, ребенок сидит по-турецки с опорой на инструктора |
Имитация сидения по-турецки |
Длительность по желанию ребенка |
Следить за состоянием ребенка, максимальное разведение коленных суставов |
9. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, руки внизу |
Упражнение «Велосипед» (пассивное - выполняет инструктор) |
10 раз |
Темп медленный, следить за состоянием ребёнка |
10. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, руки вперёд, держит инструктор |
Упражнение «Ножницы» (пассивное - выполняет инструктор) |
10 раз |
Темп медленный, максимальная амплитуда, следить за состоянием ребёнка и положением верхних конечностей |
11. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, руки внизу |
Подъем прямых нижних конечностей на гимнастический валик (активно) |
6 раз и более |
Следить за состоянием ребёнка |
12. Лежа на боку, на гимнастическом коврике, руки сложены на груди |
Проработка массажным мячиком всего организма ребёнка |
Длительность (по состоянию ребёнка) |
Следить за состоянием ребёнка |
13. Лежа на спине, на гимнастическом коврике, руки внизу |
Активный отдых (смена положения тела в пространстве) |
Длительность (по желанию ребёнка) |
Всегда после занятия |
Комплекс для ребенка, передвигающегося с минимальной поддержкой взрослого
Разминка всех мышечных групп при помощи гимнастического мяча, ортопедического коврика
И.п. |
Упражнение |
Дозировка |
Организационно- методические указания |
1. Сидя на полу, на мате, спина упор на валик, ноги согнуты в коленях, стопы правильно |
Поднять руки вверх – вдох, руки вниз – выдох |
6 раз; |
Активно (ребёнок выполняет сам) |
2. Сидя на полу, на мате, спина упор на валик, ноги согнуты в коленях, стопы правильно |
Попеременное движение руками вперёд назад упражнение «Бокс» |
Длительность по желанию ребёнка |
Активно (ребёнок выполняет сам) следить за правильным положением рук |
3. Сидя на полу, на мате, ноги согнуты колени в стороны |
Упражнение «сед по-турецки» |
Длительность по желанию ребёнка |
Без опоры или опора на руку |
4. Сидя на полу, на мате, на ногах, стопы правильно |
Перекладывание двумя руками игрушек с мата в высокую коробку (корзину) |
Длительность по желанию ребёнка |
Затем руки меняем, следить, чтоб ребёнок полностью раскрывал ладонь, правильно делал захват игрушек |
5. Лежа на спине, руки с гимнастической палкой внизу |
Выполняем подъём прямых рук вверх – вдох, опускаем – выдох |
6 раз |
Правильно выполнял захват гимнастической палки |
6. Стоя руками на тренажёре беговая дорожка, (ноги как при ползании) |
Выполняем одновременное толкание вперёд двумя руками |
2 мин (по желанию ребёнка) |
Следить за правильной постановкой кистей, положением стоп |
7. Сидя на гимнастическом коврике, спина упор на валик, ноги выпрямлены в коленях |
Одновременное сгибание ног в коленных суставах, приведение к животу с последующим разведением колен в стороны и разгибание |
10-12 раз |
Активно (ребёнок выполняет сам) |
8. Сидя на гимнастическом коврике, спина упор на валик, ноги выпрямлены в коленях |
Попеременное сгибание ног в коленных суставах |
Длительность по желанию ребёнка |
Пассивно (выполняет инструктор) |
9. Сидя на гимнастическом коврике, спина упор на валик, ноги согнуты в коленях |
Сгибание разгибание стоп в голеностопных суставах с последующим их вращением в разные стороны |
Длительность по желанию ребёнка |
Пассивно (выполняет инструктор) |
10. Лёжа на спине, на гимнастическом коврике, ноги выпрямлены, гимнастическая палочка в руках |
Поднимание туловища |
10 раз |
Инструктор палочку 1 – ой рукой, второй рукой придерживает ноги (активно – пассивное выполнение) |
11. Лёжа на спине, на гимнастическом коврике, ноги выпрямлены |
упражнение «Велосипед» |
20 раз |
Пассивно (выполняет инструктор) |
12. Лёжа на животе, на гимнастическом коврике, с опорой на предплечья |
Поочерёдное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах упражнение ползание «По-пластунски» |
10 раз |
Максимальное подтягивание колена подмышке |
13. Упор на гимнастический валик, кистью обеих рук, сед на согнутых ногах |
Подъём и опускание на «высокие колени» |
15 раз |
Следить за положением туловища ребёнка, страховка |
14. Стойка на ногах, руки на бортике сухого бассейна, на стуле, крае корзины |
Сгибание ноги в тазобедренном суставе, правильная постановка стопы согнутой ноги, подъём на выпрямленные ноги |
Длительность по желанию ребёнка, чем больше, тем лучше |
Выполняем то же самое со второй ногой |
15. Стойка на прямых ногах |
Стояние, ловля равновесия |
1 мин. |
Следить за положением туловища ребёнка, страховка |
16. Ходьба приставным шагом возле опоры |
Длительность по желанию ребёнка, чем больше, тем лучше |
Следить за постановкой стоп ребёнка, страховка |
|
17.Стоя, без опоры |
Самостоятельная ходьба |
Длительность по желанию ребёнка, чем больше, тем лучше |
Страховка |