Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с особенностями психофизического развития

Элементарные математические представления являются наиболее сложными в овладении воспитанниками с ОПФР способов социального опыта. Динамика освоения детьми с ОПФР математических представлений и умений крайне низка, расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. В дошкольном детстве происходят становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для детей виде деятельности - игре. Игра дает возможность не только научить дошкольника с ОПФР считать, измерять и решать элементарные арифметические задачи, но и развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Внедрение развивающих игровых технологий осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей с ОПФР, ориентируют их на решение поставленных задач. Обучение математике в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным.       

Как же организовать работу по овладению элементарными математическими представлениями с детьми дошкольного возраста с ОПФР, ввиду недостаточной сформированности познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти)?

Решение данной проблемы в коррекционной работе мы видим в применении игровых технологий (игровых методов и приёмов). Использование игровых технологий в формировании математических представлений у детей с ОПФР позволяет им успешно справиться с заданием и усвоить программные задачи.

Учитель-дефектолог при использовании игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с ОПФР должен соблюдать этапы работы:

Подготовительный этап:

1) Диагностика знаний детей с ОПФР по развитию элементарных математических представлений.

2) Изучение методической литературы по теме.

3) Составление картотеки игр для формирования элементарных математических представлений.

4) Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

5)  Организация развивающей среды в кабинете коррекционно-развивающей работы.

6) Консультация для родителей, папка-передвижка.

Основной этап:

1) Организованная образовательная деятельность.

2) Использование игровых технологий по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с ОПФР в организованной воспитателем образовательной деятельности, в свободной деятельности детей, в домашних условиях.

Заключительный этап:

1) Диагностика уровня знаний.

Мы должны использовать игровые технологии в формировании математических представлений в работе с детьми с ОПФР, потому что они позволяют успешно решать программные задачи. Но мы не можем применять данную технологию без учёта нарушенных познавательных процессов у детей с ОПФР.

Поэтому необходимо:

  1. Отобрать из общей практики разные способы работы по формированию элементарных математических представлений и применить их в комплексе так, чтобы они активизировали познавательные процессы и позволили каждому ребёнку добиться успеха.

Свою работу мы строим на шести основных принципах:

  • - Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресность обучения в зависимости от структуры нарушения.
  • - Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию: ориентация на разные возможности и темп развития ребёнка; признание значимости и индивидуальности каждого ребёнка, его права на собственный выбор.
  • - Построение коррекционно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • - Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей.
  • - Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с ОПФР.
  • - Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Применение игровых технологий предполагает проведение предварительной работы, которая ставит перед учителем-дефектологом следующие задачи:

  • - Выявить у каждого из воспитанников степень несформированности в математическом развитии.
  • - Подобрать и адаптировать игры по разным направлениям математического развития с учетом особенностей детей с ОПФР.
  • - Определить место данной работы в структуре образовательного процесса.
  • - Разработать план применения игр в деятельности с детьми.
  • - Обогатить предметно-развивающую среду.
  • - Включить в процесс обучения родителей и специалистов.
  1. Определить условия отбора игр по ФЭМП с учетом особенностей детей с ОПФР:
  • - Учет возрастных особенностей.
  • - Учет направлений математических игр (количество и счет, величина, геометрические фигуры и форма предметов, пространство, время).
  • - Учёт текущей задачи коррекционной работы с детьми.
  • - Хорошо, чтобы игра соответствовала текущей лексической теме.

Какие же игровые технологии в математическом развитии наиболее успешные и интересные для детей с ОПФР?

Дидактические игры:

  1. Игры на определение количества (обучение счёту; освоение отношений «больше», «меньше»; определение вместимости предметов (пустой — полный) и др.).
  2. Игры на определение величины предмета (большой – маленький, длинный- короткий, широкий - узкий, высокий - низкий).
  3. Игры на ориентировку во времени (знакомство с частями суток (утро, день, вечер, ночь), с временами года (осень, зима, весна, лето), днями недели).
  4. Игры на ориентирование в пространстве (представления о схеме собственного тела; пространственное ориентирование в расположении объектов по отношению к собственному телу; поиск нужного предмета в окружающем пространстве).
  5. Игры с объемными геометрическими фигурами и плоскостными формами (восприятие, различение, сравнение фигур в процессе обследования их контуров; игры на совмещение фигур с контуром, вкладывание их в выемки; подбор предметов к модели геометрической фигуры, вычленение контура предмета; группировка; составление форм из отдельных частей).

Подвижные игры с математическим содержанием: развивают познавательную деятельность, интеллектуальные операции. Знакомят с количеством, с цветом и цветовыми оттенками, с геометрической формой, преобразованием, с понятием «величина». Способствуют развитию пространственных представлений, логического мышления, навыков сравнения, анализа, объединение множеств. Развивают внимание, быстроту реакции и координацию движений, умение понимать инструкции, подчиняясь правилам игры; учат контролировать свои движения, тактильные анализаторы.

Сюжетно-ролевые игры: формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений; расширение представлений об окружающей действительности; формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.); обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре; развитие личностных качеств, эмоциональной сферы.

Театрализованные игры (игры-драматизации):формируют количественные, временные, пространственные представления; способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности.

Игры с пальчиками: формирует у детей количественные представления, способствует развитию координации «глаз - рука»; ребенок учится фиксировать свое внимание на руке и на предмете, самостоятельно ощупывать предмет, следить за его перемещением, находить его место и т. п.

Игры с песком и другими сыпучими материалами: развиваются познавательные функции рук ребенка с ОПФР – координация обеих рук со зрительным прослеживанием, формируется операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, о пространственной ориентировке, позволяют научить ребенка сравнивать объемы и т. п. Формируют у детей представления об объеме сыпучего материала, о сохранении его количества независимо от формы и объема сосуда и т. д.

Игры с водой:дети осваивают пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде; количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п.; развиваются тактильные ощущения детей; формируются представления о величине, о геометрических фигурах.

Игры с бытовыми предметами и орудиями (посуда разного размера: кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п.; приспособления для сушки белья: прищепки, веревки для развешивания белья; прихватки различной формы и разных размеров и т. п.): игры учат соотносить предметы по величине, форме, цвету; формируют у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.; формируют как количественные, так и пространственные представления.

Настольно-печатные игры: способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций; закреплению или отработке полученных знаний. Развивают процессы мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренируют усидчивость, дисциплинированность и умение доводить начатое дело до конца; воспитывают уступчивость, толерантное отношение к партнёрам, а также умение сотрудничать.

  1. Для формирования математических способностей с помощью игровых технологий у детей дошкольного возраста с ОПФР необходимо создавать специальные условия:
  • - Копилка игр и упражнений по математическому развитию.
  • - Наличие специального оборудования для игр с песком и водой.
  • - Наличие игровых наборов и наглядных пособий.
  1. Необходимо отводить определённое место для использования игровых технологий по формированию элементарных математических представлений у воспитанников с ОПФР в структуре образовательного процесса: 
    • - Непосредственно занятия по образовательной области «Элементарные математические представления».
  • - Другие занятия по образовательным областям и коррекционным направлениям.
  • - Занятия, которые проводит воспитатель дошкольного образования.
  • - Игра родителей с ребенком в домашних условиях.

Освоение математического материала с использованием игровых технологий формирует мыслительную деятельность детей с ОПФР (дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.), активизирует познавательную деятельность. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей с ОПФР в дошкольном возрасте интереса к математике.

Литература.

  1. Захарова, Ю. В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития / Ю. В. Захарова. — Мозырь: Белый ветер, 2007.
  2. Мыслюк, В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для педагогов / В. В. Мыслюк. — Минск: Нар. асвета, 2007.
  3. Учебная программа по образовательной области «Элементарные математические представления» для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью. - Минск: НИО, 2017 год.

 

Учитель-дефектолог

И.А. Своробович