Как помочь ребенку справится со страхами

Страх  в психологии определяется как  отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся  в ожидании неблагоприятного хода событий.

Фобия −  психологический симптом, характеризующийся избеганием специфических ситуаций или объектов, которые, не будучи объективно опасными, вызывают сильную тревогу. В буквальном переводе с греческого «фобия» обозначает устойчивый болезненный страх или опасение.

В возрасте 3-6 лет у многих детей возникают различные детские страхи. И это вполне нормально для этого этапа развития ребенка, поскольку в этом возрасте воображение ребенка  расцветает буйным цветом. Маленькие дети могут бояться всего: темноты, звука сирены, дождя или  безобидной с виду мягкой игрушки. И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил  какую-либо пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то, спустя несколько дней или даже недель, у него могут появиться страхи.

У детей от 7 до 12 лет фобии появляются реже, но они, как правило, носят более сильный и постоянный характер. Дети этого возраста хорошо осознают опасности реального мира, но у них нет достаточного жизненного опыта, и поэтому они не могут правильно судить о своих страхах. Причиной возникновения фобии может быть как неподходящая для их возраста информация, услышанная по телевизору, так и какие-либо события, произошедшие неподалеку от вашего дома (например, драка или ограбление). Большое влияние оказывает и домашняя обстановка ребенка.    В своем доме ребенок должен чувствовать себя защищенным от всех опасностей. К тому же, дети часто обсуждают услышанное или увиденное между собой. Они верят, что подобные негативные события могут случиться и с ними, и эти опасения неосознанно преобразуются в детские страхи. Это, в общем-то, тоже нормальная реакция, позволяющая ребенку познавать реальности окружающего его мира.

Но, независимо от того, боится ли ребенок чего-то воображаемого или реального, родители должны помочь ему справляться с его страхами.


          Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка возникла фобия?
1. Признавайте существование этого страха. Дайте понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.

2. Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.

3. Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.

4. Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.

5. Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.

 6. Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.

7. Родители могут стимулировать появление страхов, закреплять их, превращая в фобии, если, опираясь на страхи, запугивая ребенка, пытаются управлять его поведением;  используют чувство стыда и другие отрицательные санкции в отношении трусости; родители обращают мало внимания на признаки страха у ребенка, игнорируют или же преуменьшают его значение.

8. Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Например, если ребенок боится темноты, но затрудняется описать, что же конкретно его пугает, можно задать ему следующие наводящие вопросы: Ты боишься монстров? Или ты боишься бандитов? Ты боишься, что может начаться пожар? Или ты просто боишься в темноте пойти в туалет?

Когда ребенок проговорил все свои страхи, следует попытаться найти решение проблемы: «Давай посмотрим, что мы с тобой можем сделать».  Временными решениями могут быть: оставить гореть ночник; спать в одной комнате с кем-либо из членов семьи (обычно страхи ребенка уменьшаются, даже если он спит в одной комнате с  младшим ребенком); поставить в комнате телефон, чтобы ребенок знал, что всегда сможет позвонить, если начнется пожар или придут бандиты; положить рядом с кроватью свисток, чтобы ребенок знал, что может предупредить вас в опасной ситуации. Ваша задача – внушить ребенку уверенность в его собственных силах.