Преодоление негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере в семьях воспитанников с ОПФР
Первостепенное значение в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям, забота о его физическом и психическом здоровье.
Здоровье – это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями.
1. Здоровье ребенка – это, прежде всего, оптимальный уровень достигнутого развития – соматического, психического и личностного, его соответствие физиологическому возрасту.
2. Здоровье ребенка – это позитивная психическая и социальная адаптация к жизни в обществе, определенная толерантность к нагрузкам, сопротивляемость по отношению к неблагоприятным воздействиям.
3. Здоровье ребенка – это способность к формированию оптимальных адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.
Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
Основным условием нормального психосоциального развития, помимо здоровой нервной системы, признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что ребенку следует предоставлять больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
На основе анализа результатов многочисленных исследований убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного «разлада». Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:- во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;- во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Так, несовершеннолетние часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства, так и негативные проявления в эмоционально-личностной сфере.
Как же сохранить психическое здоровье воспитанникам с ОПФР и помочь преодолеть негативные проявления в эмоционально-личностной сфере?
Создание благоприятной атмосферы в эмоционально-личностной сфере ребёнка в семье – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с родителями, также образовательной средой.
Показатели благоприятной эмоционально-личностной сферы детей:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
-высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость.
Для того, что ребенок успешно развивался ему необходимо создавать благоприятный климат и психологически безопасную образовательную среду. Важную роль в создании психологически безопасной образовательной среды играет эмоционально-личностное развитие маленького человека. Взрослые должны понять внутренний мир малыша, его психическое состояние, его возможные перспективы. И конечно же, дать ребенку такую подготовку к школе, что он не будет испытывать дискомфортного состояния в новых для него условиях, не будет бояться перемен в своей жизни, будет уверен в своих силах и возможностях, сумеет контролировать себя и свое поведение в изменяющихся ситуациях, у него будет сформирована высокая мотивация и развиты коммуникативные навыки.
Поэтому важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создать соответствующие условия и психологическое просвещение педагогов и родителей. Психологическая безопасность в образовательной среде позволяет эти условия создать для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса. При этом педагоги в дошкольном учреждении способствуют формированию успешных, счастливых и здоровых детей.
Благоприятная атмосфера обеспечивает сохранение психофизиологического здоровья детей:
- хорошее настроение детей в течение всего дня;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- способность детей занять себя интересным делом;
- отсутствие детей-аутсайдеров;
- возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Самым важным фактором психологической безопасности ребенка является отношение педагогов и родителей к нему. Взрослые должны понимать, что маленький человек полностью зависит от них. Не только педагоги, но и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для детей очень важна психологическая поддержка родителей. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться дифференцированного подхода к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. А для того, чтобы этого не происходило необходимо повышать их психолого-педагогическую культуру.
Педагоги помогают родителям, дают им советы как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
– доверие к ребенку, уважительное отношение к нему;
– в случае неудачи необходимо вселить в ребенка чувство уверенности в том, что все должно получиться;
– ребенок должен быть уверен в чувствах родителей, в том, что его любят и понимают;
– ребенок должен видеть, что он нужен своим родителям; ему должно быть комфортно с окружающими его людьми;
– детей нельзя обманывать, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
– меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
– чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т.д.);
– похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
– помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды:
– знают общие закономерности развития детей;
– организуют гибкий и эффективный режим дня, где чередуются различные виды деятельности;
– умеют планировать и корректировать образовательные задачи с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
– владеют методами и средствами психолого-педагогического просвещения детей, родителей;
– организуют образовательный процесс, создавая условия для приобретения новых знаний и умений;
– создают предметно-развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию детей, организация в группе различных зон. Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние:
- Уголок приветствия: стенд «Здравствуй, я пришел!», стенд «Мое настроение».
- Уголок достижений. «Цветок добрых дел», «Звезда недели» - в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, которой он гордится.
- Зона уединения. Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
Взрослые должны понимать, что если ребенок растет в безопасности, то:
– чувствует поддержку и потребность в общении;– становится успешным и уверенным в своих силах;– проявляет активность в познавательной деятельности;
– открыт для общения и доверяет окружающим; – стремится к достижениям;
– понимает, что он не одинок.
Взрослые должны быть внимательны, осторожны и терпеливы в общении с детьми. Для успешной, эффективной работы в дошкольном учреждении очень важен положительный психологический климат, эмоциональный настрой, что является устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям, душевными переживаниями и волнениями. Такой климат должен быть сформирован и в коллективе, и в группах дошкольного учреждения.
Одним из условий психологического комфорта и эмоционального благополучия является то, что педагоги всегда встречают детей с улыбкой на лице, располагая к себе и настраивая их на положительный и доброжелательный контакт, учитывают интересы каждого ребенка, а также создают в группе уголки психологической разгрузки, которые помогают снять эмоциональное напряжение и восполнить энергию детей.
Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в помещении с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. Так, одинаковые или похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад погостить, в группе создаются специальные уголки для игр с куклами.
Формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание в группе единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня или занятия, празднование дня рождения воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для именинников. Также очень важным элементом психологической комфортности детей в учреждении дошкольного образования являются психологические речевые настройки. Они используются в начале занятий с детьми. Речевые настройки предназначены, чтобы показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.
Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.
Но создание психологического комфорта в группах учреждения дошкольного образования сложно осуществить без психологического комфорта педагогических работников. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому родителям, педагогам необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет снимать излишнее эмоциональное напряжение, с этой целью можно использовать релаксационные упражнения, упражнения, которые способствуют повышению энергетического потенциала и пробуждению интереса окружающим.
Таким образом преодолеть негативные проявления в эмоционально-личностной сфере каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
- доверительные отношения с воспитанниками и их родителями;
- позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- осознание и анализ обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым ребенком, взаимоотношений между детьми;
- использование различных игр и игровых упражнений, побуждающих детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное;
- использовать психогимнастические и релаксационные упражнения, элементы самомассажа и массажа;
- наличие «семейных альбомов» или групповых альбомов;
- привлекательная и рациональная предметная среда и общая обстановка в группе;- единая система традиций и ценностей в семье, группе;
- применение психологических речевых настроек;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.;
- психологический комфорт родителей, педагогических работников;
- демократичный стиль общения – рядом, вместе, глаза в глаза;
- психологическая поддержка родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Рекомендации родителям и воспитателям для создания благоприятной эмоционально-личностной сферы ребёнка в семье:
- Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
- Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
- Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её.
-Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
- Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задавайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в дошкольном учреждении?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»
- Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
- Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения!
10 заповедей для родителей:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Либо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Любите своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Некоторые правила семьи:
1. Больше дружелюбия к детям. Где наши улыбки, поцелуи, признания в любви?
2. Не отказывать в ласке: брать на ручки, бросать на две минуты все дела, чтобы обнять.
3. Больше общения, меньше быта. Стараться оставлять дела на детский сон. В выходной – один делает дела, если нельзя отложить, значит второй играет с детьми.
4. Меньше придираться к неудачам, больше хвалить за успехи. Сделать акцент на позитиве: молодец, что помог, помыл, уступил, убрал за собой.
5. Искусство не заметить плохое. Дать шанс постепенно самому измениться, самому научиться.
6. Не повышать голос. Дети – это цветы. У тебя эмоции? Отойди в сторону, успокойся, подыши ровно. Ты же любишь их, а они тебя. Мы семья. Давай найдем общий язык и сохраним гармонию.
7. Максимум свободы детям. Если в четыре года нельзя плеваться и сосать язык, то когда можно?
8. Что действительно плохо? — агрессия (битье, укусы, крик друг на друга) — непослушание во время опасной ситуации. Все остальное – можно.
Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
Нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания;
Проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет эмоциональных впечатлений: упрямство – свидетельство желания быть независимым;
агрессия – ребёнок ищет способ самозащиты; суета, беготня – ребёнок даёт выход энергии.
Литература:
1. Дружная семейка: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения/ Сост. И.В.Волобцева – Мозырь: Белый Ветер, 2006
2. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе образовательного учреждения с родителями: пособие /О.И.Давыдова, А.А.Майер– СПб: Детство-Пресс, 2013
3. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия/ под редакцией М.М. Ярмолинской. – Минск. Лексис: Репринт, 2004
4. Организация сотрудничества д/с и семьи / сост. О.Г.Ксенда – Мозырь: Белый Ветер, 2006
5. Осипова Л.Е. Работа д/с с семьёй / Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2003
6. Эффективные формы и приёмы работы с семьёй: родительские собрания / Автор – составитель С.Е. Матушкина. – Волгоград: Учитель, 2014
7. Хухлаева, О.В., Хухлаев, О.С., Первушина, И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010