Психологическая безопасность детей, внешние и внутренние источники угроз психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическое здоровье чаще всего раскрывается через использование понятий психической безопасности. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребёнка и адекватно отражаются внешние и внутренние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надёжной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребёнка, угрожающими его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в специальном дошкольном учреждении. Но в тоже время и оздоровительная программа без системы предупреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребёнка следует отнести:

 1. манипулирование детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности: проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;

 2. индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно необходимо соблюдать критерии отбора сотрудников для работы с воспитанниками ясельного возраста;

 3. межличностные отношения воспитанников в группе. Бывает так, что детский коллектив отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели д/о долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым и является для ребёнка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут появляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов;

4.враждебность окружающей ребёнка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое решение и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условии для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности воспитанников;

 5. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь, отсутствие режима проветривания;

 6. интеллектуально - физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

 7. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

 8. неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребёнком со стороны взрослых.

 9. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания воспитанников на свежем воздухе;

 10. отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе;

 11. неблагоприятные погодные условия;

 12. невнимание к ребёнку со стороны родителей, законных представителей, асоциальная семейная микросреда и т.д.

  Внутренними источниками угроз психологической безопасности воспитанников являются:

1. сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;

2. осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например отрицательного чувства, как злость;

3. отсутствие автономности, прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;

4. индивидуально – личностные особенности ребёнка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания;

5.  патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.п.;

Общим же источником угроз формирования психологического здоровья воспитанников с ОПФР является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий (когда взрослые обманывают ребёнка). И это может привести к психологическому срыву, например, убеждают, что мама скоро придёт и ребёнок находится в состоянии напряжённого ожидания.

Признаки стрессового состояния при нарушениях психологического здоровья, которые могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе чувствовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятие);
  • в игре с половыми органами;
  • в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающихся проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях

Все вышеперечисленные признаки могут говорить, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если они не наблюдались ранее.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребёнка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Отсюда следует, что в специальном дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты воспитанников.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребёнка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье (выполняет педагог-психолог при участии родителей и воспитателей д/о групп).

Надёжным показателем того, что средства формирования психологического здоровья выбраны верно, служат хорошее настроение воспитанников в течение дня, проявляемое ими чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой определяет, что адаптация в социальной среде проходит или уже прошла успешно.

Психоэмоциональное состояние воспитанников с ОПФР во многом зависит от ритма жизни, который в специальном дошкольном учреждении задаётся распорядком дня. Традиционно в нём указывается время и длительность сна, приём пищи, прогулок, занятий и др.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка, но с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, законных представителей, перестают слушаться взрослых, которые ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребёнка распорядок дня.Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жёсткая регламентация деятельности – всё это рождает у воспитанников с ОПФР комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Распорядок дня воспитанников с ОПФР в специальном дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребёнка в удобное для них время,карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нём продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию.

Кроме варианта гибкого режима, существует оптимальный, при котором необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагруженными. Необходимо обеспечить воспитанникам с ОПФР лёгкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворённости своим пребыванием в конце недели;
  • каждый день нужно разнообразить, стараться, чтобы отличался от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, по месту и форме организации занятий (по мере возможности);
  • в режиме дня также необходимо предусмотреть время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
  • занятий с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой должно быть не более одного - двух  в неделю и между ними предусмотрено разгрузочное время. Это возможно, если распорядок  дня соответствует плану образовательной работы с воспитанниками, а не наоборот, когда план подгоняется под распорядок дня;
  • ежедневно в распорядке дня указывается время игр взрослых с детьми. Причём инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам с ОПФР, а взрослым следует всячески поощрять инициативу и учитывать интересы, возможности каждого ребёнка;
  • должно быть выделено время для проведения различного рода профилактических, оздоровительных мероприятий, психотренингов, релаксационных и музыкальных пауз, посещений физиокомплекса специального дошкольного учреждения. Ежедневно определяется время, когда воспитанникам с ОПФР можно выйти за пределы групповой, в гости, в изостудию, на прогулку, при этом необходимо подстраховаться взрослым персоналом, для этого необходима чёткая организация работы и планирование часов заранее в соответствии с графиками работы специалистов.

Помимо налаженного многовариантного гибкого режима программа обеспечения психологической безопасности личности ребёнка в специальном дошкольном учреждении включает:

1. Комфортную для психологического состояния воспитанников организацию режимных моментов (сна, питания и т.д.)

2. Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние воспитанников т.п.

3. Арома- и фитотерапию – путём подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения;

4. Работу с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.

5. Музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах;

6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок;

7. Предоставление ребёнку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы;

8. Контроль самочувствия и настроения ребёнка, своевременная их коррекция;

9. Развитие предметно – развивающей среды всего специального дошкольного учреждения, расширение возможности контактов воспитанников с ОПФР с другими детьми и взрослыми.

При реализации программы обеспечения психологического здоровья личности ребёнка осуществляется регулярная диагностика психического состояния воспитанников с ОПФР, изучается их настроение, самочувствие в связи с педагогическим воздействием. Другими словами отслеживается реализация важнейшего гуманистического принципа: «Не навреди!»

 

Литература:

1.Валькович, О.Ф. Теоретические основания социализации и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями / О.Ф. Валькович // Педагогическая наука и образование. –  2016. – № 2. – С. 82-90.

2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М., 1990. – 287 с.

3. Клезович, О. В. Инклюзивная компетентность как составляющая профессиональной культуры воспитателей дошкольного образования / [Электронный ресурс] / О.В. Клезович// Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее : материалы Междунар. форума, Минск, 15–16 окт. 2015г. – Режим доступа :  http://www.moiro.by. – Дата доступа: 24.11.2016.

4.  Хухлаева,  О.В., Хухлаев, О.С., Первушина, И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.