Социально-психологическая помощь семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьёй связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной смысловой поддержки человеку и сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личного и социального бытия. Социальная помощь понимается как содействие личности в семье в трудной жизненной ситуации, а психологическая помощь - как установление благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей.

Педагог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности семьи. Он стремится понять каждого члена семьи и семьи в целом, обратившиеся к нему за помощью, помогает осознать её собственное  положение, сильные и слабые стороны, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Педагог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, развивает мотивацию социально направленной деятельности семьи, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-психологическую работу.

Главными целями в работе с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации, являются поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям и их реабилитация.

Социально-психологическая поддержка семьи ребёнка с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мер по её социальному обеспечению и социальному обслуживанию. Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на восстановление, укрепление и развитие её внутреннего потенциала для выполнения общественно значимых функций семьи.

Социально-психологическая помощь семье

  Образовательная:                  Психологическая:                     Посредническая:     

обучение;                            эмоциональная поддержка;       активизация информирование;     психологическая коррекция;     поддерживающих систем

воспитание;                                                                         координация;

                                                                                           социальное адвокатирование

Образовательная помощь направлена на повышение адаптивных возможностей индивида через обучение (формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Этот вид помощи непосредственно не решает проблем восстановления психических функций личности, но через передачу информации, определённой суммы знаний и формирование конкретных умений педагог пытается добиться изменений в поведении ребёнка.

Методы оказания образовательной помощи:

1. методы формирования сознания. Социальное сознание личности определяет мотивации воспитания, обучения, совместной игровой и трудовой деятельности. Целесообразно раскрыть перспективы повышения социального статуса в результате активного участи в каждой конкретной деятельности;

2. методы формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску;

3. методы включения личности в коллективную деятельность;

4. методы закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е. методы педагогической коррекции, характеризующей выделением недостатков в деятельности, поведении ребёнка, а вместе с тем и сильных его сторон, опираясь на которые ребёнок может преодолеть эти недостатки.

Поскольку круг знаний и умений, необходимых для реабилитации семьи, достаточно широк, в тех случаях, когда педагог не может быть прямым источником знаний, его задача, прибегая к посреднической помощи, привлекать другие источники необходимой информации.

Посредническая помощь включает несколько направлений:

– активизацию поддерживающих систем, как формальных (специальные службы и учреждения), так и неформальных, в которые входят люди из ближайшего окружения. Классический пример активизации поддерживающих систем–содействие организации  групп взаимопомощи;

– координацию всех специалистов в решении проблем воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– социальное адвокатирование – защиту прав семьи и ребёнка в широкой социальной среде, от официального уровня до кругов неформального общения.

Под социальным адвокатированием понимается деятельность, направленная не только на непосредственную защиту законодательных прав семьи или подготовку её к самостоятельным действиям, но и распространение в общественном сознании идей социальной справедливости, гуманистических идей социальной справедливости, гуманистических ценностей, изменение психологических стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния индивида или группы, обратившихся за помощью, на профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний.

Методы оказания психологической помощи подразделяются на индивидуальные и групповые. Среди них:

  1. методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, педагогических коллективов, воспитательных взаимоотношений среди родителей;
  2. психологическая консультация, которая имеет огромное значение во всей структуре оказания социально-психологической помощи: это взаимодействие между двумя и ли несколькими взрослыми, в ходе которого опредёлённые специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям;
  3. методы психологической адаптации включают реципиентов в социальную деятельность, развивают самооценку, помогают приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;
  4. социально-психологический тренинг и аутотренинг способствуют формированию социальных качеств личности, отношений и приёмов деятельности. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приёмов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков;
  5. методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознаёт недостатки в структуре своей личности. Вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности;
  6. методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. В социальной работе они применяются в форме тренингов, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.

При решении вопросов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей с цель повышения их педагогической и психологической компетенции и культуры;
  • организацию конкретной помощи: материальной, педагогической, психологической, юридической идр.;
  • организацию отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учреждений социального обслуживания;
  • диагностику семейных дисфункций;
  • психодиагностику супружеских взаимоотношений;
  • семейную психотерапию;
  • социальный патронат семьи;
  • тренинги
  • консультирование и др.

Все эти формы социально-психологической работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на:

  1. экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, др.)
  2. стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими;
  3. развивающие, направленные на социальное развитие семьи и её членов.

При организации и оказании социально-психологической помощи семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать не только объективные факторы (отсутствие материальных ресурсов, недоступность необходимых услуг и т.д.), но и субъективные: низкая реабилитационная культура семьи, деструктивное отношение к ребёнку и т.п.

Таким образом, при оказании социально-психологической помощи семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо повышать адаптационные возможности семьи и каждого её члена, привлекая насколько это возможно, внешние ресурсы, а главное - активизируя внутренние ресурсы семьи. При этом необходимо помнить, что разрешение семейных проблем - это прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесёт успеха.