Особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Одним из определений сенсорного развития считается — развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Дошкольный возраст — это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные интересы и способности ребенка. Ребенок познает, прежде всего, предметный мир, а также явления природы. Именно в этом возрасте закладываются основы всего последующего развития ребенка.
Дети с задержкой психического развития, поступающие в специальный детский сад, существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они в основном имеют анатомически сохранные органы слуха и зрения, но не умеют «видеть и слышать». Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, плохо различают свойства предметов (цвет, форму), недостаточно ориентируются в пространстве.
В развитии восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью наряду с безусловным продвижением имеются и значительные отличия от развития детей с нормальным интеллектом. Так к концу дошкольного возраста лишь немногим более половины таких детей достигают уровня развития, с которым нормально развивающиеся дети начинают дошкольный возраст.
В основе процессов ощущения и восприятия лежит рефлекторная деятельность головного мозга. Для у детей с интеллектуальной недостаточностью характерны диффузное недоразвитие поверхностных слоев коры больших полушарий головного мозга, а также ряд особенностей нервных процессов (их тугоподвижность, слабость), что обуславливает отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации. У детей с интеллектуальной недостаточностью могут быть нарушены все звенья анализатора — перефирический отдел (рецептор), проводящие нервные пути и соответствующие участки коры головного мозга. Так у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у нормальных, отмечается патология органов чувств (зрения, слуха). Также у них наблюдается недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств. Возникает явление сенсорной депривации, т.е. ограниченности притока информации. Следует отметить, что в свою очередь «сенсорный голод» ведет к значительным задержкам общего развития.
Отмечается целый ряд особенностей сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Во-первых, для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.
Во-вторых, наряду с поздними сроками начала развития у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей оказывается ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.
Однако, задержка развития характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья специфическая задача — преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация. Так у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, полноты, константности восприятия, а также его инактивность и недифференцированность.
Узость восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в том, что эти дети отчетливо воспринимают в каждый данный момент меньшее количество объектов, чем их нормальные сверстники.
Следует также отметить, что сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью проходит чрезвычайно неравномерно — один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с интеллектуальной недостаточностью действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами.
Итак, недостаточность и своеобразие сенсорного познания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью несомненны. Они отчетливо обнаруживаются и при наблюдениях за детьми, и в специально проводимых исследованиях и обусловлены объективными причинами.
Отклонения в процессах восприятия, развертывающиеся на фоне общей личностной недостаточности и, в частности, недоразвития мышления и речи, задерживают самостоятельное ознакомление таких детей с окружающим миром. Обедненный чувственный опыт в свою очередь не может служить достаточно прочной базой для формирования, как мыслительных процессов, так и других высших психических функций. Таким образом, развитие чувственного познания входит, как одна из существенных сторон, в общую систему коррекционно-воспитательной работы.
В связи с этим следует признать целесообразным введение сенсорного воспитания как составной части дошкольной педагогики.