План-конспект занятия по образовательной области «Физическая культура»
в группе для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием)
возраст от 2 до 4 лет
(образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с использованием коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в специальном дошкольном учреждении)
Тип занятия: учебно-тренировочное
Место проведения: зал ЛФК
Продолжительность занятия: 15 минут
Дата проведения занятия: _______________
Ф.И.О. инструктора лечебной физкультуры,
проводящего занятие: __________________
Ф.И.О. педагогического работника,
оказывающего помощь: __________________
Подгруппы /возраст/, количество воспитанников:
1-я подгруппа: 3-4 года, Ксения С., Кирилл Д.;
2-я подгруппа: 2-3 года, Вика Ч.
Тема занятия: «Ходьба с перешагиванием через предметы, лежащие на полу; ходьба в прямом направлении по ограниченной поверхности»
Лексическая тема: «Домашние птицы», «В гости к курочке-хохлатке»
Программные задачи:
формировать умение ходить, перешагивая через предметы, лежащие на полу (кубики);
продолжать формировать умение:
- проходить по ограниченной поверхности небольшое расстояние, передвигаться в высокой стойке на коленях, ползать с опорой на ладони и колени;
- выполнять общеразвивающие упражнения с предметами (в положении сидя на стуле);
- захватывать предмет ладонью, учитывая форму и величину, самостоятельно перекладывать предмет из одной руки в другую, отпускать;
развивать чувство равновесия при выполнении основных движений, координацию в системе глаз-рука при выполнении игровых упражнений; умение играть «рядом», «вместе»;
воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности.
Оборудование и инвентарь: гимнастические (деревянные) палки (дл. 50 см), стульчики детские для выполнения общеразвивающих упражнений, 4 шнура (2-3 метра) для выкладывания дорожек, кубики (выс. 10-5 см), магнитная доска, плоскостные фигурки на магнитах (курица, петух, цыплята), набор яиц (муляжи) в корзинке, магнитные геометрические фигуры разного цвета (жёлтый, зелёный, красный, синий), мягкая игрушка «лиса» для подвижной игры, аудиозапись весёлой детской музыки, голосов домашних птиц.
Части занятия/ Ф.И. ребёнка |
Содержание, дозировка, организационно – методические указания |
|
|||||
Ксения С. (все упражнения выполняются по образцу + частичная помощь педагогического работника + уточняющие речевые инструкции) |
Кирилл Д. (все упражнения выполняются совместно (пассивно-за ребёнка делает взрослый) с педагогическим работником + речевое сопровождение |
Вика Ч. (все упражнения выполняются совместно (активно-пассивно) с педагогическим работником + уточняющие речевые инструкции) |
|||||
Вводная часть (4мин.) Организационный момент: создание мотивации к двигательным действиям и положительного эмоционального настроя |
С целью зрительного и слухового подкрепления используются изображение солнышка, аудиозапись весёлой музыки, стихотворный текст: Вместе с солнышком проснулись Потянулись, улыбнулись. Дружно за руки возьмись, Своей улыбкой поделись. Улыбаюсь я себе, Улыбаюсь я тебе. Улыбаюсь целый день, Улыбаться мне не лень! (автор Нина Чупрова) Мотивация: педагогический работник приглашает детей в гости к курочке-хохлатке |
||||||
Ходьба в прямом направлении по ограниченной поверхности |
Дорожка выложена шнурами (ширина 25-30 см). Осуществляется контроль осанки, правильной постановки стоп ребёнка. Ходьба сопровождается стихотворным текстом: Топ-топ, топает малыш Прямо по дорожке, милый стриж. Маленькие ножки не спешат, Только всё твердят, твердят: Топ-топ, топ, топ, очень нелегки, Топ-топ, топ, топ, первые шаги. (автор Лев Маграчев) |
||||||
Самостоятельная обычная ходьба на расстояние 2 метра |
Обычная ходьба совместно (сопряжённо) с педагогическим работником на расстояние 3 метра |
Обычная ходьба совместно (сопряжённо) с педагогическим работником на расстояние 3 метра |
|||||
Ходьба в высокой стойке на коленях, ползание с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности |
Ходьба в высокой стойке на коленях на расстояние 3 метра. Осуществляется контроль осанки ребёнка: спина прямая, плечи откинуты назад |
Имитация ползания с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности на расстояние 3 метра. Осуществляется контроль за максимальным выпрямлением локтевых суставов, выполнением качательных движений в стойке с опорой на ладони и колени |
Имитация ползания с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности на расстояние 3 метра. Осуществляется контроль за максимальным выпрямлением локтевых суставов, попеременное движение ног |
||||
Основная часть (8 минут) Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. |
Педагогический работник выполняет движения, сидя на стуле напротив ребёнка. Осуществляется контроль правильного выполнения движений ребёнком, соблюдение безопасности при выполнении упражнений |
||||||
1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 3-4 раза) |
1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Руки ребёнка с палкой поднимает вверх взрослый, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 2-3 раза) |
1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 2-3 раза). Следим за максимальным выпрямлением локтевых суставов. |
|||||
2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Вытянуть руки с палкой вперёд, прижать к груди (повторить 3-4 раза) |
2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Руки ребёнка с палкой вытягивает вперёд взрослый, прижать к груди (повторить 2-3 раза) |
2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Вытянуть руки с палкой вперёд, прижать к груди (повторить 2-3 раза) |
|||||
3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, завести за голову, положив на плечи, поднять вверх, опустить на колени (повторить 3-4 раза) |
3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Руки ребёнка с палкой поднимает вверх взрослый, опустить на колени (повторить 2-3 раза) |
3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, опустить на колени (повторить 2-3 раза) |
|||||
4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 3-4 раза) |
4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Упражнение совместно с ребёнком выполняет взрослый, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза) |
4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза). Взрослый выполняет страховку при выполнении упражнения |
|||||
5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 3-4 раза) |
5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Упражнение совместно с ребёнком выполняет взрослый, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза) |
5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза) Взрослый выполняет страховку при выполнении упражнения |
|||||
6. И.П.: стоя за спинкой стула. Присесть, держась руками за спинку стула (спрятаться), встать (повторить 3-4 раза) |
6. И.П.: стоя, ноги в коленных суставах фиксируются педагогическим работником. Наклониться, руками дотянуться до пола, выпрямиться (повторить 2-3 раза) Инструктор ЛФК выполняет страховку при выполнении упражнения. |
6. И.П.: стоя за спинкой стула, ноги в голеностопных суставах фиксируются педагогическим работником. Присесть, держась руками за спинку стула (спрятаться), встать (повторить 2-3 раза) Инструктор ЛФК выполняет страховку при выполнении упражнения |
|||||
Упражнение на развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука» |
Сюрпризный момент: звучит запись голоса курочки, педагогический работник обнаруживает за домиком-ширмой курицу, сидящую в гнезде на яйцах. Используется стихотворный текст: Курочка-хохлатка по двору гуляла, Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко!» Ходит по двору петух, Аж захватывает дух! Как увидит он зерно, Закричит: «Ку-ка-ре-ку!» (потешка) Игровое упражнение «Переложи яйца из гнезда в корзину»: наклониться влево, взять левой рукой яйцо, переложить в правую руку, наклониться вправо, опустить яйцо в корзину. Педагогический работник предлагает идти в гости к петушку. |
||||||
Основной вид движения: ходьба с перешагиванием через предметы, лежащие на полу. |
Педагогический работник знакомит детей с новым двигательным действием: показывает, как правильно ходить, перешагивая через кубики, объясняет все элементы, обращает внимание на осанку, постановку стопы. Используется стихотворный текст: По ровненькой дорожке Шагали наши ножки А теперь по кочкам И через мосточки. (потешка) |
||||||
Самостоятельная ходьба с перешагиванием через предметы (кубики 10 см высота), лежащие на полу. При страховке взрослого |
Совместная с инструктором ЛФК ходьба с перешагиванием через предметы, (кубики 5 см высота), лежащие на полу |
Совместная с педагогическим работником ходьба с перешагиванием через предметы, (кубики 5 см высота), лежащие на полу |
|||||
Упражнение на развитие координации в системе «глаз-рука», соотнесение предметов по цвету. Закрепление знаний о домашних птицах. |
На магнитной доске расположены фигуры курицы и петуха. Используется стихотворный текст: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь? (потешка) В корзине из яиц «вылупились» цыплята. Используется стихотворный текст: Вот пушистые цыплятки- Любопытные ребятки. Мама спросит: «Где же вы?» Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!» Игровое упражнение «Посели цыплёнка в домик»: каждого цыплёнка поселить в свой домик: цыплёнка с красным бантом – в красный домик, с жёлтым бантом – в жёлтый и т.д. Педагогический работник уточняет: как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), как курочка зовёт цыплят? (Ко-ко-ко), как цыплята ей отвечают? (Пи-пи-пи). Петушок – это папа, курочка – мама, а цыплята их детки. Вместе они - семья. А живёт куриная семья в домике, который называется курятник. |
||||||
Подвижная игра «Лисичка и цыплята» |
На грудь детям прикрепляется медальон с изображение цыплёнка. Раз весёлые цыплятки во дворе гуляли. (Дети с цыплятами гуляют) И весёлые цыплятки лисичку увидали. (Дети останавливаются) Ты, лисица, убегай и цыпляток не пугай. (Грозят пальцем лисе. Лиса догоняет, цыплята убегают). Игра повторяется 2-3 раза |
||||||
Заключительная часть (3 минуты) Дыхательная гимнастика «Сдуй пёрышко» Упражнение на расслабление |
1. И.п.: произвольное. Глубокий вдох носом, задержать дыхание 2-3 с., сложить губы «трубочкой», струёй воздуха сдуть пёрышко. 2. Педагогические работники покачивают ребёнка в покрывале. Используется стихотворный текст. Курочка-хохлатка, бай-бай, Спи спокойно, засыпай, бай, бай. Рядом спит петушок, Наклонил свой гребешок, бай, бай. И цыплята, бай, бай, Глазки закрывай, бай, бай. (потешка) |
||||||
Литература:
- Косяк, Л.С. Физическое воспитание детей раннего возраста с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для инструкторов-методистов по физ. реабилитации центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Л. С. Косяк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 208 с. : ил.
- Новицкий, П.И. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособиедля педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования / П.И.Новицкий. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 168 с. : ил.
- Программа для детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: программа для специальных учреждений образования, - Нац. ин-т образования, 2010. – 93 с.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2023.