План-конспект занятия по образовательной области «Физическая культура»

в группе для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием)

возраст от 2 до 4 лет

(образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования по учебному плану специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с использованием коррекционных занятий учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в специальном дошкольном учреждении)

Тип занятия: учебно-тренировочное

Место проведения: зал ЛФК

Продолжительность занятия: 15 минут

Дата проведения занятия: _______________

Ф.И.О. инструктора лечебной физкультуры,

проводящего занятие: __________________

Ф.И.О. педагогического работника,

оказывающего помощь: __________________

Подгруппы /возраст/, количество воспитанников:

1-я подгруппа: 3-4 года, Ксения С., Кирилл Д.;

2-я подгруппа: 2-3 года, Вика Ч.

Тема занятия: «Ходьба с перешагиванием через предметы, лежащие на полу; ходьба в прямом направлении по ограниченной поверхности»

Лексическая тема: «Домашние птицы», «В гости к курочке-хохлатке»

Программные задачи:

формировать умение ходить, перешагивая через предметы, лежащие на полу (кубики);

продолжать формировать умение:

- проходить по ограниченной поверхности небольшое расстояние, передвигаться в высокой стойке на коленях, ползать с опорой на ладони и колени;

- выполнять общеразвивающие упражнения с предметами (в положении сидя на стуле);

- захватывать предмет ладонью, учитывая форму и величину, самостоятельно перекладывать предмет из одной руки в другую, отпускать;

развивать чувство равновесия при выполнении основных движений, координацию в системе глаз-рука при выполнении игровых упражнений; умение играть «рядом», «вместе»;

воспитывать интерес к доступным формам двигательной активности.

Оборудование и инвентарь: гимнастические (деревянные) палки (дл. 50 см), стульчики детские для выполнения общеразвивающих упражнений, 4 шнура (2-3 метра) для выкладывания дорожек, кубики (выс. 10-5 см), магнитная доска, плоскостные фигурки на магнитах (курица, петух, цыплята), набор яиц (муляжи) в корзинке, магнитные геометрические фигуры разного цвета (жёлтый, зелёный, красный, синий), мягкая игрушка «лиса» для подвижной игры, аудиозапись весёлой детской музыки, голосов домашних птиц.

 

Части занятия/

Ф.И. ребёнка

Содержание, дозировка, организационно – методические указания

 

 

Ксения С.

(все упражнения выполняются по образцу + частичная помощь педагогического работника + уточняющие речевые инструкции)

Кирилл Д.

(все упражнения выполняются совместно (пассивно-за ребёнка делает взрослый) с педагогическим работником + речевое сопровождение

Вика Ч.

(все упражнения выполняются совместно (активно-пассивно) с педагогическим работником + уточняющие речевые инструкции)

Вводная часть

(4мин.)

Организационный момент: создание мотивации к двигательным действиям  и положительного эмоционального настроя

С целью зрительного и слухового подкрепления используются изображение солнышка, аудиозапись весёлой музыки, стихотворный текст:

Вместе с солнышком проснулись

Потянулись, улыбнулись.

Дружно за руки возьмись,

Своей улыбкой поделись.

Улыбаюсь я себе,

Улыбаюсь я тебе.

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

(автор Нина Чупрова)

Мотивация: педагогический работник приглашает детей в гости к курочке-хохлатке

   

Ходьба в прямом направлении по ограниченной поверхности

Дорожка выложена шнурами (ширина 25-30 см). Осуществляется контроль осанки, правильной постановки стоп ребёнка. Ходьба сопровождается стихотворным текстом:

Топ-топ, топает малыш

Прямо по дорожке, милый стриж.

Маленькие ножки не спешат,

Только всё твердят, твердят:

Топ-топ, топ, топ, очень нелегки,

 Топ-топ, топ, топ, первые шаги.

(автор Лев Маграчев)

   

Самостоятельная обычная ходьба на расстояние 2 метра

Обычная ходьба совместно (сопряжённо) с педагогическим работником на расстояние 3 метра

Обычная ходьба совместно (сопряжённо) с педагогическим работником на расстояние 3 метра

 

Ходьба в высокой стойке на коленях, ползание с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности

Ходьба в высокой стойке на коленях на расстояние 3 метра.

Осуществляется контроль осанки ребёнка: спина прямая, плечи откинуты назад

Имитация ползания с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности на расстояние 3 метра.

Осуществляется контроль за максимальным выпрямлением локтевых суставов, выполнением качательных движений в стойке с опорой на ладони и колени

Имитация ползания с опорой на ладони и колени по ограниченной поверхности на расстояние 3 метра.

Осуществляется контроль за максимальным выпрямлением локтевых суставов, попеременное движение ног

Основная часть

(8 минут)

Общеразвивающие упражнения  с гимнастической палкой.

Педагогический работник выполняет движения, сидя на стуле напротив ребёнка. Осуществляется контроль правильного выполнения движений ребёнком, соблюдение безопасности при выполнении упражнений

   

1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 3-4 раза)

1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Руки ребёнка с палкой поднимает вверх взрослый, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 2-3 раза)

1. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, посмотреть на палочку, опустить на колени (повторить 2-3 раза). Следим за максимальным выпрямлением локтевых суставов.

 

2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Вытянуть руки с палкой вперёд,  прижать к груди (повторить 3-4 раза)

2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Руки ребёнка с палкой вытягивает вперёд взрослый,  прижать к груди (повторить 2-3 раза)

2. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на уровне груди. Вытянуть руки с палкой вперёд,  прижать к груди (повторить 2-3 раза)

 

3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, завести за голову, положив на плечи, поднять вверх, опустить на колени (повторить 3-4 раза)

3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях.  Руки ребёнка с палкой поднимает вверх взрослый, опустить на колени (повторить 2-3 раза)

3. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Поднять руки с палкой вверх, опустить на колени (повторить 2-3 раза)

 

4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 3-4 раза)

4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Упражнение совместно с ребёнком выполняет взрослый, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза)

4. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол перед собой, выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза). Взрослый выполняет страховку при выполнении упражнения

 

5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 3-4 раза)

5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях.  Упражнение совместно с ребёнком выполняет взрослый, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться

(повторить 2-3 раза)

5. И.П.: сидя на стульчике, между ног «узкая дорожка», руки с гимнастической палкой на коленях. Наклониться, положить палку на пол справа (слева), выпрямиться. Наклониться, взять палку, выпрямиться (повторить 2-3 раза) Взрослый выполняет страховку при выполнении упражнения

 
 

6. И.П.: стоя за спинкой стула. Присесть, держась руками за спинку стула (спрятаться), встать (повторить 3-4 раза)

6. И.П.: стоя, ноги в коленных суставах фиксируются педагогическим работником. Наклониться, руками дотянуться до пола, выпрямиться (повторить 2-3 раза) Инструктор ЛФК выполняет страховку при выполнении упражнения.

6. И.П.: стоя за спинкой стула, ноги в голеностопных суставах фиксируются педагогическим работником. Присесть, держась руками за спинку стула (спрятаться), встать (повторить 2-3 раза) Инструктор ЛФК выполняет страховку при выполнении упражнения

Упражнение на развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука»

Сюрпризный момент: звучит запись голоса курочки, педагогический работник обнаруживает за домиком-ширмой курицу, сидящую в гнезде на яйцах. Используется стихотворный текст:

Курочка-хохлатка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух!

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(потешка)

Игровое упражнение «Переложи яйца из гнезда в корзину»: наклониться влево, взять левой рукой яйцо, переложить в правую руку, наклониться вправо, опустить яйцо в корзину.

Педагогический работник предлагает идти в гости к петушку.

   

Основной вид движения: ходьба с перешагиванием через предметы, лежащие на полу.

Педагогический работник знакомит детей с новым двигательным действием: показывает, как правильно ходить, перешагивая через кубики, объясняет все элементы, обращает внимание на осанку, постановку стопы. Используется стихотворный текст:

По ровненькой дорожке

Шагали наши ножки

А теперь по кочкам

И через мосточки.

(потешка)

   

Самостоятельная ходьба с перешагиванием через предметы (кубики 10 см  высота), лежащие на полу. При страховке взрослого

Совместная с инструктором ЛФК ходьба с перешагиванием через предметы, (кубики 5 см высота), лежащие на полу

Совместная с  педагогическим работником ходьба с перешагиванием через предметы, (кубики 5 см  высота), лежащие на полу  

 

Упражнение на развитие координации в системе «глаз-рука», соотнесение предметов по цвету. Закрепление знаний о домашних птицах.

На магнитной доске расположены фигуры курицы и петуха. Используется стихотворный текст:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь? (потешка)

В корзине из яиц «вылупились» цыплята. Используется стихотворный текст:

Вот пушистые цыплятки-

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Игровое упражнение «Посели цыплёнка в домик»:

каждого цыплёнка поселить в свой домик: цыплёнка с красным бантом – в красный домик, с жёлтым бантом – в жёлтый и т.д.

Педагогический работник уточняет: как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), как курочка зовёт цыплят? (Ко-ко-ко), как цыплята ей отвечают? (Пи-пи-пи).

Петушок – это папа, курочка – мама, а цыплята их детки. Вместе они - семья.

А живёт куриная семья в домике, который называется курятник.

   

Подвижная игра «Лисичка и цыплята»

На грудь детям прикрепляется медальон с изображение цыплёнка.

Раз весёлые цыплятки во дворе гуляли. (Дети с цыплятами гуляют)

И весёлые цыплятки лисичку увидали. (Дети останавливаются)

Ты, лисица, убегай и цыпляток не пугай. (Грозят пальцем лисе. Лиса догоняет, цыплята убегают).

Игра повторяется 2-3 раза

   

Заключительная часть

(3 минуты)

Дыхательная гимнастика «Сдуй пёрышко»

Упражнение на расслабление

1. И.п.: произвольное. Глубокий вдох носом, задержать дыхание 2-3 с., сложить губы «трубочкой», струёй воздуха сдуть пёрышко.

2. Педагогические работники покачивают ребёнка в покрывале. Используется стихотворный текст.

Курочка-хохлатка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай, бай, бай.

Рядом спит петушок,

Наклонил свой гребешок, бай, бай.

И цыплята, бай, бай,

Глазки закрывай, бай, бай. (потешка)

   
               

Литература:

  1. Косяк, Л.С. Физическое воспитание детей раннего возраста с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие для инструкторов-методистов  по физ. реабилитации центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Л. С. Косяк. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 208 с. : ил.
  2. Новицкий, П.И. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособиедля педагогов учреждений образования, реализующих образоват. программу спец. образования  / П.И.Новицкий. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – 168 с. : ил.
  3. Программа для детей раннего возраста (от рождения до трёх лет) с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: программа для специальных учреждений образования, - Нац. ин-т образования, 2010. – 93 с.
  4. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2023.