Развитие координации и пространственной ориентировки у воспитанников с ОПФР на занятиях физической культуры, ЛФК

Дети с ОПФР – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Они являются крайне разнообразной группой, следовательно, различаются и их образовательные потребности, т.к. они задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение структуре и содержании специального образования.

У детей с ОПФР отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и пространственной ориентировки: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Вследствие слабости интегрирующей деятельности мозга затруднено полноценное развитие пространственных представлений, практической и мысленной пространственной ориентировки, что приводит к существенным затруднениям при решении различных задач на занятиях по физической культуре, самообслуживания, что снижает эффективность пространственной ориентировки.

Поэтому для всех категорий детей с ОПФР в развитии координации и пространственной ориентировки большое значение имеет проведение занятий по физической культуре, ЛФК. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой воспитателями, инструктором по ЛФК. Двигательная деятельность ребенка представляет собой наиболее широкие возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве и координации движений, т. е. развитие психомоторных качеств ребенка.

Многие дети с ОПФР отстают в развитии движений, с трудом воспринимают, запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между. Кроме того, им трудно сложить из частей целое из разрезных картинок, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети путают правую и левую стороны, недостаточно ориентируются в планах - схемах, умении соотносить расположение реальных предметов со схемой.

Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных и временных представлений с нарушениями в развитии не вызывает сомнений. Однако в ходе текущей учебной деятельности, как показывает практика, пространственные представления данной категории детей формируются крайне медленно. Поэтому необходимы занятия по ЛФК, физкультурные занятия.

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). На занятиях детям даются задания: покажите, где у вас – лоб, нос, уши, колени, пятки и т. д. в зависимости от возраста детей. Задание осложняется тем, что дети должны выполнять его в движении. Ориентировка «на себе» формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны.

Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях.

К статическим упражнениям относят сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на двух ногах при поддержке и без и другие.

К динамическим упражнениям – относится: ходьба по доске, по ограниченной поверхности, изменение направления движения во время занятия.

Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др. И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения.

Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными — выполняются в разных направлениях (например, из положения лежа поднимать правую руку и левую ногу и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону). Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, лежа на спине, поднимать и опускать поочередно одну ногу); последовательными.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы у детей с ОПФР является игровой метод. Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержание игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, медицинскими рекомендациями, возрастом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи.

Задания и упражнения на развитие координационных способностей:

«Паровозик»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей.

И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед на высоких коленях, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. Остановиться через 2—3 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант: движение назад.)

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!

«Сидим в шляпах»

Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений.

Положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Сидим, сохраняя правильную осанку.

 Игры с шариками

Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  2. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  3. «Футбол» Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить, что, развивая двигательную сферу ребенка через физические упражнения, мы способствуем эффективной коррекции в целом. Это создает благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. - М.: Физическая культура, 2010. - 164 с.
  2. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В.Борисова. - М: Владос-Пресс, 2010. - 777 c.
  3. Бабенкова, Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 208 с.
  4. Бабенкова, Е. А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях: методические рекомендации / Е. А. Бабенкова. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 78 с.
  5. Праграмы выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнага ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця. / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2000. – 94с.
  6. Учебная программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : 2007. – 303 с.