Развитие самостоятельности у воспитанников с особенностями психофизического развития посредством приобщения к элементарной трудовой деятельности

План

1.Определение элементарной трудовой деятельности.

2.Особенности развития элементарной трудовой деятельности у детей с ОПФР.

3.Задачи, решаемые посредством развития навыков самообслуживания у воспитанников с ОПФР.

4.Методы и приемы развития самостоятельности у воспитанников в процессе одевания (раздевания), приема пищи, выполнения гигиенических процедур.

5.Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Задачи и основные формы организации.

 

Элементарная трудовая деятельность - это совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие необходимых общетрудовых способностей и умений, психологической готовности к самостоятельному труду.

Основные виды трудовой деятельности:

- самообслуживание;

- хозяйственно-бытовой труд;

- труд в природе;

- ручной труд.

Самостоятельность в трудовой деятельности-это проявление способности действовать без помощи взрослого, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые.

Развитие самостоятельности у воспитанников с ОПФР проходит   посредством приобщения к элементарной трудовой деятельности. Этот процесс значительно растянут по времени в силу индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с особенностями, а также по причине гиперопеки со стороны родителей ребенка с ОПФР, когда за него стараются выполнять многие вполне посильные действия.

Как известно, познавательные процессы у детей с ОПФР недостаточно развиты, что накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. У воспитанников с ОПФР большое влияние на развитие самостоятельности в трудовой деятельности оказывают особенности их восприятия.

Замедленность, узость, недифференцированность восприятия не позволяет детям с ОПФР должным образом ориентироваться в процессе трудовой деятельности. Поэтому, при развитии трудовой деятельности у детей с ОПФР могут возникнуть два типа затруднений:

- в определении и усвоении последовательности операций, с одной стороны;

- в овладении каждой из них-с другой.

Самообслуживание-это начало элементарной трудовой деятельности ребенка с ОПФР, которое включает в себя весьма сложные по своей структуре навыки: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности, которыми должен овладеть ребенок. Навыки самообслуживания у детей с ОПФР позволяют эффективно решать задачи:

-  умение самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания);

- под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

-  приводить себя в порядок с помощью взрослого;

- пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);

- побуждать детей к самостоятельности во время еды, держать ложку в правой руке.

При развитии самостоятельности у воспитанников с ОПФР через элементарные трудовые навыки и умения особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая организуется в следующих формах: поручениях, коллективной деятельности.

Для воспитанников с ОПФР используется наиболее простая форма организации элементарной трудовой (бытовой), деятельности-поручения «Принеси лейку», «Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т.д. Главное условие, что самое трудное-не сделать за ребенка то, что он должен сделать сам.

Учитывая, что воспитанники с ОПФР имеют разный уровень развития и физические возможности, работа с детьми чаще проводится в индивидуальной форме, строится на основе дифференцированного подхода на специально-организованных занятиях, в играх, режимных моментах, в бытовых ситуациях.  Помещения,  где проходят  занятия с воспитанниками с ОПФР, должны  быть  оснащены  безбарьерной средой: поручни в туалетной комнате, отсутствие порогов; адаптивной   образовательной   средой: игрушками из области практического применения (куклы, ванночки, «Набор для купания» расчески, резинки, зеркало и др.),  игровым   оборудованием для организации дидактических сюжетно-ролевых  игр «Парикмахерская», «Семья»; пособием, предназначенным  для развития мелкой моторики: шнуровки, застежки;  должен быть  доступ к воде, умывальнику, полка  для полотенец  должна соответствовать   росту детей.

Рекомендуется использовать методы: показа, объяснения, разъяснения (показ сопровождается пояснением, причем четко делится новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное); образец - взрослого («делай, как я!»). Необходимо больше опираться на опыт воспитанников, чаще предоставлять возможность в проявлении трудовых и волевых усилий. С этой целью можно использовать такие приемы: «Сделай, как у меня», «Сделай сам» и т.д. Метод поощрения, поможет ребенку утвердиться, поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков), будет стимулировать его к выполнению следующего задания с большим старанием.

Так же, эффективно использовать на занятиях для развития и закрепления трудовых навыков следующее: игровые приемы, дидактические игры, иллюстрации, предметные картинки, художественное слово, фольклор, беседы, инсценировки и др.

С первых дней пребывания детей в детском саду через игру и игровые приёмы происходит развитие самостоятельности в самообслуживании. Задача педагога обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания.

Формировать умение снимать и надевать одежду лучше начинать с майки, трусов и шапки, т.е. с одежды, не требующей застегивания.  Позднее применяются различные приспособления для тренировки мелкой моторики и тонких движений пальцев рук, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок, различные игры и пособия: пристежки, шнуровки, прищепки, бусы и т. д.

Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. В работе с воспитанниками можно использовать дидактические игры:

 

Дидактическая игра «Маша растеряша».

Цель: развитие навыков одевания в нужной последовательности

Ход игры. Педагог достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо надеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

 

Дидактическая игра «Оденемся на прогулку».

Цель: развитие умения застегивания (липучка)

Ход игры. Педагог предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

 

Дидактическая игра «Оденем кукол».

Цель: развитие умений застегивания (липучка, пуговицы, молния).

Ход игры. Педагог предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

В процессе одевания, для создания эмоционального настроя у детей рекомендуется использовать мотивирующие моменты. Например: «Кукла Катя оделась и ждет детей», «Покажем Мишке, как мы умеем одеваться» и т.д., стихи и потешки, которые можно читать детям в процессе одевания, например:

 

Баиньки, баиньки,

Купим Ане (Оле) валенки

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Аня ходить,

Новы валенки носить.

 

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живешь?

 

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька.

 

Во время одевания необходимо вести разговор с воспитанниками, например: «Оля, какая красивая у тебя кофта, тебе её купила мама. Бери кофточку, будем одеваться».

Развитие самостоятельности у детей с ОПФР при умывании, происходят при выполнении действий в определенной последовательности. Регулярное выполнение самых простых действий (закатывание рукава, смачивание руки водой, потирание ладони). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения и навыки, необходимо усложнять требования-открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно формировать умение у детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Развивать навыки умывания можно при помощи совместных действий, осуществляемых с ребенком «рука в руку», сопровождая их пошаговой инструкцией, а также с опорой на мнемотаблицы и карты. Для того чтобы вызвать у воспитанника желание умываться и сделать для него этот процесс приятным, можно использовать короткие стихотворные тексты или потешки, которые будут соответствовать выполняемому действию, при этом можно называть имя ребёнка, например:

 

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

 

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама» (имя ребёнка)

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

 

«Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок» и др.

 

Чтобы увлечь воспитанников во время умывания, вызывать у них интерес к предмету, можно предложить им новое мыло в красивой обёртке, развернуть его и сказать: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет.  Это мыло пенится! Давайте попробуем!». Здесь можно использовать игры с водой и с мыльными пузырями. Полученные навыки можно развивать, рассматривая с детьми сюжетные картины, а также играя с ними в дидактические игры: «Научим Катю умываться», «Купание кукол» и др. Причесывая девочек перед зеркалом, важно обращать внимание на их внешний вид, воспитывать аккуратность. Навык причесывания можно развивать посредством следующих дидактических упражнений: «Причешем куклу Машу», «Посмотрите, какая Аня красивая» «Разноцветные бантики» и др.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование навыка приема пищи, является недостаточное развитие у детей с ОПФР зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать как можно ранее. Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельного приема пищи, уже на первом году жизни в момент кормления надо тянуть руки ребенка к бутылке с молоком, помогать направлять свои руки ко рту. Когда взрослый поит ребенка из чашки, необходимо класть его руки на (под) руки взрослого, держащего чашку, надевая при этом фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. У ребенка с ОПФР слабо развиты реакции равновесия, поэтому формировать навыки самостоятельного приема пищи необходимо, посадив его на специальный стул так, чтобы его обе руки были свободны.

Исходя из собственного опыта работы, можно выделить некоторые рекомендации.

Начинать обучение навыка самостоятельного приема пищи рекомендуется с приема предпочтительной для ребенка твердой, затем используя густую или полужидкую пищу (каши, пюре). На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, поскольку данные приборы безопасны и меньше скользят по поверхности стола.

На начальных этапах обучения приема пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, тарелку можно закрепить.

При обучении питью сначала рекомендуется использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Воспитанников необходимо приучать есть за общим столом совместно с другими детьми.

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Положительному результату навыков процесса приема пищи способствуют специальные упражнения в игровой форме.

 

  1. Игра-упражнение «Варим кашу».В небольшую миску, кружку или кастрюлю необходимо насыпать любые мелкие предметы, дать ребенку в руки ложку, для того чтобы он имитировал помешивание каши. Затем можно предложить готовое блюдо сидящим рядом куклам или мишкам (малыш зачерпывает ложкой «кашу» и старается донести ее до игрушечных ротиков), приговаривая при этом «Ням-ням! Ах, как вкусно! Спасибо, Анечка!»

 

  1. Игра-упражнение «Ситечко».Необходимо набрать в кастрюльку воды, бросив в нее разные небольшие предметы. Поставить рядом пустое блюдо и дать воспитаннику ситечко на ручке. Задача ребенка-выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко необходимо поменять на ложку.

 

  1. Игра-упражнение «Приглашаем на чай». В стакан или в кружку налить воды. Далее имитировать перемешивание сахара в чае. Сначала важно придерживать руку ребенка своей рукой, обращая его внимание на то, что ложка в стакане не должна сильно стучать. Вода в стакане не должна выплёскиваться. Упражнение будет особенно интересным, если стакан будет прозрачный, а в воде будут размешиваться красящие крупицы.

 

  1. Игра-упражнение «Экскаватор».Необходимо взять тарелку с широким основанием, насыпать туда крупу. В середину необходимо поставить небольшой стаканчик.  Ложка-это ковш экскаватора. Далее необходимо зачерпывать крупу из большой миски и высыпать ее в стакан, пытаясь его наполнить доверху.

 

Приучение к пользованию горшком (туалетом) представляет собой сложную цепочку действий. У ребенка должны быть сформированы предпосылки к пользованию горшком или унитазом, а именно:

-умение снять и надеть брюки;

- понимание команды «сходи на горшок», «пописай»;

-ощущение мокрой одежды.

Однако, это не значит, что необходимо ждать одновременного появления всех этих навыков. Важно формировать их параллельно. Вместе с тем, необходимо помнить, что принудительное приучение может обернуться стрессом для ребенка. Первое знакомство должно пройти в спокойной обстановке, чтобы не спугнуть ребенка. Первоначально можно посадить на горшок мишку или куклу. Если ребенок «сходил на горшок», нужно похвалить его. Положительные эмоции станут стимулом повторить процесс. Горшок нужно ставить на виду, чтобы ребенок мог до него дотянуться.  Когда ребенок привыкнет к горшку, его можно присаживать на него на несколько минут, обычно после сна или прогулки.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает самостоятельно выполнять элементарные трудовые поручения готовить материалы к занятиям-разложить кисти, доски для лепки, бумагу, карандаши; убирать рабочее место после работы с разными материалами, ставить и класть на место предметы быта, убирать игрушки, строительный материал, соблюдать порядок на участке и в группе, выполнять трудовые действия при дежурстве по столовой.

Основной формой организации этого вида труда является поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Трудовые поручения должны соответствовать уровню развития детей, их психофизическим возможностям. В руководстве поручениями наиболее эффективными являются такие приемы как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение, неоднократное проговаривание алгоритма действий:

Например: «В левую руку возьми игрушку, правой рукой протирай»«Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками»«Игрушки ставь ровно, красиво» и т.д.

Педагог организует дидактические и сюжетно-ролевые игры, в которых дети моют куклам руки, кормят их, поливают песок из лейки, собирают листья.   Эти же действия воспитанники воспроизводят в реальных условиях, используя при этом игровые ситуации. Например, педагог говорит детям, что Петрушка просит показать ему, как правильно держать ложку во время еды, как мыть руки.

Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях специального детского сада в процессе труда в природе воспитанники с ОПФР приобретают навыки обращения с орудиями труда(граблями, лопатой, лейкой и т. д.), осваивают простые трудовые действия в природе(сгребание листьев, расчистка дорожек и бордюров от снега).

Формирование бережного отношения к окружающему миру растений и животных, реализуются посредством наблюдения за трудовыми действиями взрослых или выполнением элементарных трудовых поручений в уголке природы (кормление рыбок, птиц, черепах, полив комнатных растений, вытирание пыли с крупных листьев); выполнение трудовых действий на огороде (полив растений на грядках, посадка лука, сбор овощей).

Выполнение элементарных поручений, связанных с самообслуживанием и хозяйственно-бытовым трудом и трудом в природе, создаст возможность повысить уровень развития социально-бытовых навыков и умений, их самостоятельного применения у воспитанников с ОПФР.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь - Минск: Национальный институт образования, 2022.
  2. Праграма «Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнага ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця». - Мінск: НМЦэнтр, 2000г. - 93с.
  3. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». – Минск «Народная асвета» 2007. – 302с.

 

воспитатель дошкольного образования

Шкулепа Г.С.