Конспект занятия "Экскурсия в Сквер воинов-интернационалистов"

Экскурсия в Сквер воинов-интернационалистов

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, духовности у детей с особенностями психофизического развития посредством ознакомления с памятными местами родного города

Задачи:

познакомить детей с памятником воинам-интернационалистам, погибших при выполнении воинского долга; расширять представление о подвигах солдат во время войны;

формировать представления о памятниках воинам защитникам Отечества, понятиях «памятник», «защитник», «воин»;

развивать связную речь, употреблять словосочетания «воины-интернационалисты», «воины-освободители», «защищать свою родину», «любить свою страну»;

воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал свою Родину, способствовать эмоциональному отклику воспитанников на героические подвиги наших земляков – воинов-интернационалистов;

обеспечить безопасность воспитанников во время передвижения по городу.

Предварительная работа: беседы на тему родина, родной край, патриотизма; рассматривание иллюстраций и фотографий по тематике, рисование на тему «Моя Родина-Беларусь», «День защитника Отечества», «День Победы»; чтение художественной литературы.

Словарная работа: воины-интернационалисты (освободители), защитники, Родина.

Оборудование: стихотворения М.В.Исаковского «Здесь похоронен красноармеец», аудиозапись песни «День победы», муз. Д. Тухманова сл. Вл. Харитонова.

        Ход экскурсии

        Воспитатель дошкольного образования (далее -В.) настраивает детей на экскурсию в Сквер воинов-интернационалистов, напоминает о правилах безопасного поведения во время передвижения по городу.

         В. Ребята, совсем недавно мы отмечали красивый светлый праздник – День Победы. В нашем городе было много торжественных  мероприятий, улицы и дома украшены цветами и флагами. Наш народ праздновал 77-ю годовщину освобождения от немецких захватчиков.

В нашем городе есть много памятных мест, посвященных воинам-освободителям. Сегодня мы посетим одно из них – Сквер воинов-интернационалистов.

В. Ребята, поднимите флажки, что бы мы были заметными на улице. Переходим пешеходный переход, будьте внимательны. Обратите внимание: слева от нас находится площадь, на которой проходят государственные праздники, торжественные праздничные мероприятия. Она украшена флагами, цветами, шарами. И весь город утопает в цветах, он нарядный и праздничный.

(Дети идут по улице Ленина, проходят район «кольца», где В. еще раз обращает внимание на множество ярких цветов.)

         В. Ребята, мы подошли к Скверу памяти. Он носит название «воинов-интернационалистов», это значит, что вместе воевали солдаты разных национальностей, которые говорили на разных языках, но сражались за мирную жизнь. Этих солдат еще называют воинами-защитниками.

        В. На территории Сквера мы видим 3 объекта-памятника: БТР, солдат, вспоминающий погибших товарищей, и колокол – символ нашей памяти. Во время боев погибло много солдат, это были отважные и храбрые люди, которые очень любили свою Родину и отдали за нее свои жизни.

    В. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга». С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывало 620 тысяч советских солдат, офицеров, генералов, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу. За это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли бесследно, не возвратились из плена 14453 человека, 35 тысяч получили ранение.

Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Из-за плохой воды многие болели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, и то их на всех не хватало и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередных боем. 

Те, кто пересек афганскую границу в теперь уже далеком 1979 году, еще не знали к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили в неизвестность. Какой это неизвестность предстала им, теперь мы более или менее представляем. Сначала все считали дни, затем недели. Но дни и недели постепенно складывались в годы…

Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ни кем никому не объявленная.

Вспоминать о службе тяжело и трудно! Сжимается сердце и становится больно! Многих матерей война оставила без сыновей. Многих сестер оставила без братьев. Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого.

Все, кто хоть как-то соприкоснулся с событиями той войны, будут чувствовать боль и через 19, и через 30 лет, и еще через много лет…Потому что любая война – это катастрофа для всего человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью

В. Ребята, в благодарность воинам-защитникам люди установили памятники. Памятник от слова «память», помнить. Это для того чтобы мы с вами не забывали о том подвиге, который совершили храбрые солдаты во время войны. Это для того, чтобы мы берегли мир и жили дружно со всеми народами.

В. Ребята, послушайте, пожалуйста стихотворение М.В. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец» о герое-солдате:

Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 
Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 
И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

В. А сейчас давайте послушаем песню «День Победы». Она о тех, кто погиб на войне, о том, как надо любить и защищать Родину и беречь мир.

(слушание песни)

В. Дидактическая игра «Кто где служит?»

- Небо охраняют - лётчики;

- Границу - пограничники;

- В танковых войсках служат - танкисты;

- В пехоте - пехотинцы.

А вы знаете, чем занимаются военные?

В. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Я буду называть профессию, а вы мне отвечать, что делает человек:

- Лётчик - управляет самолётом;

- Пограничник - охраняет границу;

- Танкист - управляет танком;

- Подводник - плавает под водой;

- Моряк - управляет кораблём;

- Сапёр - обезвреживает мины.

В. Отгадайте загадку:

- Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут (танк)

- Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю,

Отправляется в полет, наш известный (вертолет)

По окончании В. с детьми возлагают цветы к памятнику, почтив подвиг военнослужащих минутой молчания. Ребята возвращаются в дошкольное учреждение, по дороге обсуждают увиденное и услышанное.

Вопросы:

1. Какое памятное место мы посетили?

2. Что такое «памятник», для чего он?

3. Кто защищает свою Родину? А как еще можно назвать таких людей?

4. Что можем мы сделать, чтобы в мире не было войны?

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.

Шулеко Д.И., воспитатель

дошкольного образования

высшей квалификационной категории