Конспект занятия "Экскурсия в Волковысский военно-исторический музей им. П. И. Багратиона"

 
Экскурсия в Волковысский военно-исторический музей им. П. И. Багратиона

для воспитанников группы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) возраст 5-7лет

 

Тема: «Подвиг павших нами не забыт»

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, духовности у детей дошкольного возраста, понимания того, что все великие поступки совершаются из любви к Родине и своему народу.

Обучающие задачи:

- познакомить дошкольников с событиями Великой Отечественной войны, с жизнью детей во время войны;

- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы войны;

- подвести воспитанников к выводу о том, что война - это плохо, а мир – хорошо.

Развивающие задачи:

- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;

- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, памяти и речи посредством музейных экспозиций и рассказа.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма; чуткости и отзывчивости, сопереживания, благодарности, умения прийти на помощь;

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, любовь к Родине и гордость за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Место проведения: военно-исторический музей имени П.И. Багратиона

Продолжительность экскурсии: 30 минут

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение, рассказ экскурсовода, воспитателя дошкольного образования;

наглядные: демонстрация наглядного материала;

практические: изготовление цветов.

Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, мемориал, блиндаж, окоп, паёк.

Раздаточный материал: квадраты гофрированной бумаги красного цвета размером 10*10 см, клей, кисточки для клея, салфетки.

Музыкальный материал: «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля, «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача        

Ход экскурсии

1.Вступительная часть

Воспитатель дошкольного образования (далее -В.) настраивает детей на экскурсию в военно-исторический музей имени П.И. Багратиона, напоминает о правилах безопасного поведения во время передвижения по городу.

В. Сегодня я хочу пригласить вас в музей им. П. И. Багратиона. Музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время.

Воспитанники строятся в колонну парами, и в сопровождении двух взрослых направляются по заданному маршруту. По ходу движения В. обращает внимание на значимые объекты, достопримечательности города.

2. Основная часть.

В. Ребята, это – музей им. П.И. Багратиона. Нас встречает экскурсовод. Он проведет экскурсию по музею и расскажет о предметах, которые называют экспонатами.

Экскурсовод (далее -Э.) (встречает детей, приглашает посетить один из залов музея, знакомит с экспонатами. Особое внимание уделяет событиям Второй мировой войны).

Подзьвіг паўшых намі не забыты.

Боль ад страт пячэ да гэтуль скронь

Іх імёны на пліце з граніту

Трапяткі высвечвае агонь

Э. Ребята, сегодня я вам расскажу о самой страшной войне, которая закончилась 9 мая 1945года. Было это очень давно, но все люди нашей страны, отмечают этот день, вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.

Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.

-  Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.

- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».

- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

Э. На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводах и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.

В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».

И песня, и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!"). 

Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.

Э. Сейчас я хочу пригласить вас к следующим экспозициям, которые расскажут нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание фотографий, грамот, личных вещей солдат, наград).

Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

В. Какими словами можно охарактеризовать наших солдат?

- Какими они были? (Ответы детей).

В. Правильносмелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
В. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?

Дети. Подвиг.

В. Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети. Герой.

Э. За освобождение своей Родины сражались не только взрослые. Но и дети. Почти каждый мальчишка в то военное время мечтал попасть на фронт. Дети, в ту суровую пору, становились воинами. Взяв в руки винтовки и гранаты, они воевали на фронте, подносили снаряды, ходили в разведку, ухаживали за ранеными. Давайте посмотрим на эти фотографии военных лет, сохранившиеся в нашем музее. Почти в каждом полку воевали дети. Сыны полка... Голодных и промерзших их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем отряде. Многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры оставляли их в полку.

Много подвигов совершили юные герои.

Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать

Но всё равно, в боях они умели

Не отступать и побеждать!

Э. Конечно, больше всего солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо.

(Рассматривание и чтение солдатского письма.) 

ЭБорьба с врагом за победу шла не только на фронте, но и в тылу.

  Переходим к следующему экспонату - стенду с фотографиями, который рассказывает нам о жизни людей в тылу.

Э. Ребята, рассмотрите их. Кто изображён на этих фотографиях? (Только женщины и дети). 

- Как вы думаете почему? (Ответы детей). 

Э. Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, женщины оставались дома, в тылу. Они взяли на себя всю тяжелую работу: работали врачами и медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов; выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, работали на заводах у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины.
В. Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей). 

Э. Дети тоже не остались в стороне. Мальчишкам и девчонкам было теперь не до игр. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай. Ребята постарше трудились на заводах, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима. Мальчишки и девчонки были частыми гостями в военных госпиталях.

В. Что такое госпиталь? (Ответы детей). 

В. Это больница для раненых солдат.

В. Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)

В.  Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили, поправляли постель, приносили воду, убирали помещения, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. А ещё ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, которые вязали девочки.

Э.  В военное время очень трудно было с продуктами, все люди получали пайки. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям - 150 граммов хлеба. (Рассматривание хлебного пайка).

Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.

 - Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей). И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа.  В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались.

 В нашем музее сохранились кадры тех радостных мгновений. Давайте посмотрим их. (Просмотр фотографий «Этот день Победы»)

В. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы, кто не пришёл домой с войны. Люди этот день никогда не забудут.  В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности.

3.Заключительная часть.

В. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом.  Каждому из вас я хочу подарить ленточку победы. У ленты два цвета: красный и зеленый, которые обозначают цвета государственного флага. Эта ленточка является символом патриотического проекта «Цветы великой Победы».

  Придя из музея, мы сделаем цветы своими руками и возложим их к Вечному огню.

Воспитанники строятся в колонну парами. В. напоминает о правилах безопасного поведения во время передвижения по городу.

В сопровождении двух взрослых дети направляются по заданному маршруту в учреждение дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2019.
  2. Л. Кассиль.  «Главное войско» (книги «Твои защитники»).
  3. Д. Бічэль - Загнетава "Белая русь".
  4. А.Вольскі "Радзіма".

Шкулепа Галина Станиславовна,

воспитатель дошкольного образования

первой квалификационной категории