Безопасное детство: условия созданные в специальном детском саду для формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников с ОПФР
В специальном детском саду №3 г. Волковыска созданны условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников с особенностями психофизического развития, практического применения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения в процессе решения проблемных (игровых) ситуаций и профилактики детского травматизма.
Для взаимодействия с воспитанниками, а также с родителями (законными представителями) воспитанников с ОПФР, используются различные формы работы.
Проблема формирования основ пожарной безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы пожарной безопасности. Именно для этого предназначен "уголок по пожарной безопасности".
В целях повышения знаний детей о правилах противопожарной безопасности, о первичных средствах пожаротушения и правилах их использования, воспитателями дошкольного образования был изготовлен макет «Пожарный щит».
Данный щит является аналогом настоящего пожарного щита, который очень наглядно демонстрирует все необходимые предметы, которые нужны при тушении пожара. С помощью этого пособия можно демонстрировать, рассказывать, побуждать детей для рассказывания.
Уголок безопасности включает тематический иллюстрированный материал:
- тематическая папка по изучению правил пожарной безопасности со сказочным героем котом Леопольдом;
- цикл бесед «Уроки безопасности для детей дошкольного возраста»;
- консультационный материал для родителей «Пожарная безопасность», «Безопасность в быту»;
- дидактическое наглядное пособие «Профессия пожарный», в котором собран материал о профессии пожарного, о правилах пожарной безопасности, о роли огня в жизни человека: как с положительной, так и с отрицательной стороны;
- произведения художественной литературы и фольклора – стихи для детей о безопасном поведении в быту, «Старые сказки на новый лад о пожарной безопасности зверят и ребят», Уроки безопасности «Учимся, играя с Филькой и его друзьями», «Формула Безопасности»;
- брошюры и буклеты МЧС Республики Беларусь: «Учитесь жить безопасно. Правила безопасного поведения в различных ЧС», «Безопасность в каждый дом. Что делать если», «Безопасность ваших детей. Что делать если…», «Полезные советы от МЧС» и др.;
- игровой материал, разработанный педагогами для детей с интеллектуальной недостаточностью и для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также традиционный, приобретённый в магазине;
- тематический иллюстрированный материал по обеспечению сохранности жизни и здоровья воспитанников, обеспечения их безопасности на улице, в транспорте, в быту и т.д.;
- альбомы-раскраски, обучающие основам безопасного поведения на дороге, с автомобилями специальных служб.
Значительное место занимают дидактические игры.
Дидактическая игра «Снаряди пожарного» формирует у детей интерес к профессии пожарного.
Формирует умение подбирать предметные картинки с изображением предметов, которые необходимы при тушении пожара, правилах их использования; развивает речь детей, умение объяснять свой выбор; сенсорные эталоны цвета; функциональные возможности кистей и пальцев рук; зрительное восприятие; воспитывает уважение к людям данной профессии.
Дидактическая игра «Опасно, безопасно» закрепляет знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности и нанести вред здоровью.
Формирует умение определять и раскладывать в коробки с соответствующими знаками опасные и безопасные предметы, изображенные на картинках, объяснять свой выбор; развивает умение классифицировать предметы по признаку опасный - безопасный, находить лишнее и практиковать в выборе правильных действий; содействует проявлению и развитию познавательной активности, связной речи; воспитывает желание соблюдать правила безопасного поведения в быту.